Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика проведения вводного занятия по дисциплине

Определение 1

Вводное занятие – это учебное занятие, на котором реализуется знакомство учащихся с конкретной дисциплиной и педагогом и реализуется мотивация на успешное овладение знаниями по ней.

Вводное занятие является начальным этапом преподавания конкретной дисциплины. С него начинается знакомство с конкретной областью научного знания и его спецификой, формирование представлений учащихся о направлениях предстоящей деятельности и вообще установление взаимодействия между педагогом и коллективом учащихся.

Структура вводного занятия

Вводное занятие по дисциплине имеет следующую структуру:

  1. Организационный компонент.
  2. Информационный компонент.
  3. Методический компонент.
  4. Итоговый компонент.

Каждый из них характеризует содержание вводного занятия. Организационный компонент включает в себя знакомство педагога с учащимися, освещение правил обучения, требований к подготовке учащихся к занятию по данной дисциплине, нормах поведения и ожидаемых результатах учебной деятельности.

Информационный компонент связан с освещением вопросов об учебной дисциплине, отрасли научного знания, к которой она относится, ее особенностях, количестве разделов и тем, которые будут изучены, определением целей и задач изучения данной дисциплины, ее значимости и важности для развития учащихся конкретного уровня образования, форм и методов организации образовательной деятельности, которые будут применены для ее познания.

Методический компонент вводного занятия ориентирован на знакомство учащихся с методикой их познавательной деятельности. Педагог освещает методы преподавания, знакомит учащихся с методиками решения различных задач, используемый в обучении учебной литературой и приемами познавательной деятельности, которыми могут пользоваться учащиеся для изучения данной дисциплины.

Итоговый компонент отражает анализ текущего занятия и подведение общих итогов деятельности. Педагог может просто тезисно повторить сущностные аспекты занятия, а может провести аналитическую работу совместно с учащимися, выявляя степень их понимания представленной информации на занятии и сущности новой учебной дисциплины.

«Методика проведения вводного занятия по дисциплине» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

При поведении итогов необходимо акцентировать внимание учащихся на важных аспектах содержания вводного занятия. Особое внимание уделяется методической деятельности и теоретическим знаниям, которые будут сформированы в ходе изучения данной дисциплины.

Следует отметить, что эффективность вводного занятия можно спрогнозировать. Для этого в расчет берется возраст коллектива учащихся, их особенности развития, национальные особенности, уровень общего и интеллектуального развития, готовность к освоению данной дисциплины, наличие у педагога опыта преподавания и взаимодействия с учащимися конкретной возрастной группы, соответствие содержание занятия, используемым методам его реализации.

Специфические аспекты проведения вводного занятия

Поскольку, вводное занятие имеет свои особенности, то и его проведение обладает рядом специфических черт. К ним относятся несколько групп особенностей:

  1. Психологические особенности проведения вводного занятия. Они связаны с незнанием педагога и учащихся друг друга и опасением, вызванным недоверием, непониманием, новизной знания и деятельности. Педагогу требуется сформировать свой имидж и занять авторитетную позицию с начала обучения. Потому, он испытывает стресс, боясь не справиться с мотивацией учащихся, привлечением их внимания к собственной личности и дисциплине. Также, на вводном занятии требуется реализовать быстрое знакомство, что требует формирования соответствующей атмосферы.
  2. Организационные особенности проведения вводного занятия. Они сопряжены с организацией занятия, требующей использования нестандартных форм работы, применения игровых методов, ориентированных на быстрое знакомство сторон и включение учащихся в работу на занятии, их мотивацией к познанию дисциплины. Здесь, требуется использование инновационных форм и методов работы, учитывающих возрастные особенности учащихся и их потенциальные возможности. Педагогу требуется грамотно подойти к их выбору, чтобы обеспечить продуктивную реализацию занятия.

Следует, также, отметить, что форма проведения вводного занятия может быть нестандартной, но она должна находить применение и в последующем изучении дисциплины и соответствовать возрасту учебного коллектива.

Методические рекомендации проведения вводного занятия по дисциплине

Чтобы обеспечить эффективность вводного занятия, требуется соблюдение методических рекомендаций его проведения педагогом. К таковым относятся:

  1. Сосредоточение внимание на тех аспектах занятия, которые больше интересны учащимся, а не педагогу;
  2. Установление контакта с учащимися в начале занятия и его сохранение на всем его протяжении;
  3. Четкое обоснование норм и правил поведения учащихся во время занятий по данной дисциплине;
  4. Организация занятия в опоре на четкий и доступный для понимания понятийный аппарат, обеспечение эффективной обратной связи, логической последовательности, предоставляемой информации;
  5. Исключение чрезмерной насыщенности занятия терминами, методическими основами деятельности, категориальным аппаратом;
  6. Завершенность занятия. Требуется реализовать занятие полноценно и обеспечить полноценную передачу сути в содержании каждого этапа занятия;
  7. Использование наглядных средств в объяснении сущности дисциплины и методов ее изучения;
  8. Оптимальный темп организации занятия и темп освещения педагогом информации;
  9. Максимальное использование временных ресурсов на занятии на знакомство с дисциплиной и основами ее познания;
  10. В ходе подведения итогов занятия педагогу необходимо убедиться в том, что учащимися понято содержание занятия, и они придут на следующее занятие с четким пониманием сути дисциплины и особенностей ее познания. Для этого может быть проведен опрос или анкетирование.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot