Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика преподавания русского языка (специальная)

Определение 1

Специальная методика преподавания русского языка – это раздел педагогической науки, включающий методику обучения русскому языку, применяемую в коррекционной школе т.е. ориентированную на обучение детей, имеющих отклонения в развитии, умственную отсталость.

Данное научное направление занимается исследованием принципов, методов, целей и способов организации обучения русскому языку специальной категории граждан.

История развития специальной методики преподавания русского языка

Развитие такой методики и выделение ее в качестве самостоятельной научной дисциплины стало следствием включения коррекционных школ в систему народного образования.

Эта тенденция наметилась в начале 20-го столетия. Коррекционное обучение только начинало развиваться. Происходила разработка учебных программ для школ коррекционной направленности, разрабатывались пособия, учебные материалы для них. В этой связи стали формироваться методики преподавания в таких учебных учреждениях.

Значительный вклад в развитие данной методики обучения был внесен М.Ф. Гнездиловым. Он исследовал вопрос обучения умственно отсталых детей и в 1935 году опубликовал методическое пособие, рассматривающее вопросы преподавания русского языка детям, имеющим отклонения в развитии. В 1965 году, им была создана книга «Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе». Она отразила все исследования ученого, его многолетний опыт в данной области.

Методические разработки в данной области велись и иными учеными. Специалисты НИИ коррекционной педагогики, а также кафедры олигофренопедагогики институтов и университетов России занимались разработкой программ, их изменением, повышением качества и изменением методик преподавания в коррекционных учебных заведениях.

В настоящее время, методика преподавания русского языка в коррекционных учебных заведениях находится на стадии развития. Большое значение в ее разработках отводится практическому опыту педагогов, их интересным идеям, творческим открытиям.

«Методика преподавания русского языка (специальная)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методические теории преподавания русского языка в коррекционных учебных заведениях разрабатываются на основе системного подхода, включающего взаимодействие таких компонентов:

  • опыт педагогов в данной области деятельности;
  • определение специфических характеристик профессиональных навыков, требуемых для преподавания русского языка и способов эффективного обучения родной речи;
  • данные современной психологической науки;
  • логика взаимосвязи между закономерностями изучения родного языка и метод, применяемых для этих целей.

Целевое назначение и предмет исследования специальной методики преподавания русского языка

Поскольку методика преподавания русского языка является самостоятельной научной дисциплиной, то она имеет свой предмет исследования. Предметом исследования данной методики является процесс обучения умственно отсталых детей русскому языку, связанный с обучением их навыкам письменной и устной речи, развитию их мыслительной деятельности, необходимой для усвоения этих навыков, корректирования их познавательных процессов, необходимых для личностного развития, формирования основных нравственных свойств личности.

В качестве объектов исследования, данная научная методика рассматривает различные характеристики отдельных учебных дисциплин.

Методика преподавания русского языка базируется на психологических научных теориях, касающихся развития умственно отсталых детей, лингвистических закономерностях обучения детей с отклонениями в развитии. Таким образом, происходит специфический отбор учебного материала, составляющего содержание программы обучения русскому языку. Оно базируется на принципах дидактики специального назначения и, обрабатываясь определенным образом, оформляется в учебных программах, учебной литературе, ориентированной на обучение умственно отсталых детей устной и письменной русской речи.

Замечание 1

Таким образом, целевым назначением специальной методики преподавания русского языка является разработка приемов, методов, технологий, определение средств, с помощью которых можно обеспечить эффективное и качественное преподавание русского языка в коррекционных учебных заведениях.

На основе поставленного целевого назначения методики, она ориентируется на достижение следующих задач:

  • выявление направления обучения русскому языку детей с отклонениями в развитии;
  • определение объема учебного материала и степени его сложности, доступной для усвоения детьми, имеющими отклонения в развитии;
  • разработка принципов преподавания русского языка в коррекционных заведениях;
  • определение условий преподавания русского языка для умственно отсталых детей;
  • выявление наиболее оптимальных методов и приемов обучения, грамотной организации учебного занятия, помогающих не замечать отклонений в развитии детей и добиться положительных результатов усвоения русского языка;
  • выбор путей рационального и целесообразного воздействия на детей, имеющих отклонения в развитии, посредством языковых средств.

Экспериментальное исследование специальной методики преподавания русского языка

Педагогический эксперимент активно применяется в исследованиях данной методики в силу своего высокого уровня доказательности.

Экспериментальные исследования могут проводится в естественной обстановке, ориентируясь на ход реального процесса преподавания русского языка в коррекционных учреждениях, применения новых приемов и подходов в ходе обучения, а также, путем построения экспериментальных моделей в лабораторных условиях.

Проведение естественного экспериментального исследования является наиболее часто применяемым методом исследования. Эффективность этого эксперимента определяется следующими показателями:

  1. Регистрирование начальных данных и итоговых значений, полученных в ходе эксперимента.
  2. Многократное повторение экспериментального исследования.
  3. Детальное отражение экспериментальных данных.
  4. Определение эффективных критериев оценки итогов, проведенной проверки методов исследования или исследуемых объектов.

Лабораторный эксперимент применяется для дополнения естественного, чтобы расширить его результаты и разработать новый подход в обучении.

Дата последнего обновления статьи: 15.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot