Предмет и задачи методики преподавания русского языка
Методика преподавания русского языка – это прикладная педагогическая наука, которая направлена на решение практических задач воспитания, обучения и развития детей, посредством опоры на собственную теорию и практику.
Предметом методики преподавания русского языка является процесс овладения учащимися родным языком в условиях обучения.
Под овладением родным языком понимают овладение устной и письменной речью, чтением, фонетикой, грамматикой и т.д.
Методика преподавания русского языка направлена на изучение закономерностей формирования умений и навыков в области родного языка, овладение научными понятиями в области грамматики, а также по иным разделам науки о родном языке. Результатами обучения должна быть сформированная у каждого учащегося фундаментальная база, которая включает в себя необходимый минимум знаний, умений и навыков по русскому языку.
В процессе преподавания русского языка, методика учитывает ряд особенных требований, которые предъявляются к обучению:
- Создание необходимых условий для обучения русскому языку.
- Организация условий, способствующих развитию у детей устного и письменного русского языка, коммуникативных навыков взаимодействия.
- Создание условий для успешного развития у детей мышления и речи, способствующих общему умственному развитию учащихся.
Как любая прикладная наука, методика преподавания имеет три основные задачи:
- Первая задача отвечает на вопрос «Чему учить?» - включает в себя разработку оптимального содержания методики.
- Вторая задача отвечает на вопрос «Как учить?» - включает в себя методы, средства и приемы обучения.
- Третья задача отвечает на вопрос «Кого учить?» - включает себе принцип соответствия процесса обучения и возрастным возможностям и потребностям учащихся.
Требования к урокам русского языка и литературного чтения
Преподавание русского языка в рамках школьного предмета «Русский язык», осуществляется по специально разработанной для общеобразовательных школ методике. Это связано с тем, что перед современной школой стоит задача по вооружению каждого учащегося в первую очередь элементарными практическими умениями и навыками родного языка. Одновременно с этим школьная учебная дисциплина «Русский язык»», должна обеспечить всех учеников истинными образцами высокохудожественного русского языка, воспитать у детей культуру речи, обучить правильно, точно и логично излагать собственные мысли, чувства и знания. И наконец, перед каждой школой стоит обязанность дать всем учащимся определенную систему теоретических и научных знаний в сфере родного языка. Данная система должна быть направлена на формирование у учащихся мышления, грамотной речи, а также способствовать расширению собственного мировоззрения. С опорой теоретическую часть системы, учащиеся должны получить орфографические, грамматические и орфоэпические знания, умения и навыки.
Специфика школьного предмета «Русский язык» имеет ряд конкретных методических требований, предъявляемых к его организации:
- Создание педагогом необходимой речевой среды – во время урока звучит только правильная речь, с литературной точки зрения. Задача педагога – следить за собственной речью и культурой речи учащихся.
- Обустройство кабинета русского языка и литературы необходимыми средствами и оборудованием, для обогащения и активизации словаря учащихся – плакаты, макеты, иллюстрации, «крылатые выражения» и т.д.
- Использование во время уроков разнообразные приемы буквенного и звукового анализа и синтеза, подготовку к письму или чтению.
- Организация эффективной работы по формированию и развитию у учащихся умений и навыков письма и чтения, должна составлять не менее 2/3 от общего времени урока. То есть на уроках русского языка следует как можно больше писать, а на уроках литературного чтения – читать.
- Использовать на уроках специальный образцовый учебный материал. Помимо специально разработанных учебников, дополнительно использовать плакаты, дополнительные тексты и т.д.
- Уроки русского языка и литературного чтения должны быть преемственно связаны между собой и составлять общее учебное единство.
Данные требования к организации учебных предметов «русский язык» и «литературное чтение» являются основными. Они позволяют спланировать урок, составить его примерную схему, а по итогу проведенного урока осуществить его анализ.
Методика преподавания литературного чтения
Методика преподавания литературного чтения включает в себя ряд требований к организации уроков в общеобразовательной школе. В соответствии с методикой, данные требования подразделяются на специальные и общедидактические.
Методические требования к преподаванию литературного чтения:
- Урок должен иметь четкую воспитательную цель, то есть отражать те нравственные качества, которые будут формироваться у детей на уроке.
- Урок должен иметь ясную учебную цель, то чему учащиеся должны научиться за время урока, какими умениями и навыками овладеть, их уровень самостоятельности на уроке и т. д.
- Каждый урок должен иметь преемственность с предыдущим уроком и перспективу на последующие, в соответствии с учебной программой.
- Используемые на уроках методические средства и приема необходимо варьировать, в зависимости от цели, задач и содержания. Разнообразие методов и средств, их совокупное применение способствует лучшему усвоению учащимися учебному материалу.
- Вовлеченность всех учащихся в учебную работу, в соответствии с их возможностями, а также с учетом знаний, умений, навыков и мыслительного развития. Педагогу необходимо осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам во время урока. Организация обратной связи с учащимися на протяжении всего урока.
- Ознакомление учащихся с приемами умственного труда, овладение данными приемами.
- Опора на традиционные принципы обучения (принцип научности, принцип доступности учебного материала, принцип наглядности и т.д.).