Методика преподавания физики – это научная отрасль, занимающаяся исследованием основ реализации изучения физики как науки, закономерностей данного процесса, разработкой оптимальной методологии изучения физики и основ обретения учащимися физических знаний и практических навыков деятельности в данной научной области.
Методика преподавания физики выступает педагогической отраслью, занимающейся исследованием методов и средств, закономерной обучения учащихся, формирования у них физических знаний.
Методика преподавания физики как теория управления учебным процессом
Методика преподавания физики выступает научной теорией организации учебного процесса конкретной направленности – изучения физики, как науки, с формированием теоретических физических знаний и навыков их практического применения в реальной жизнедеятельности.
Методика преподавания физики развивается по мере развития общества. Она изучает закономерности обучения, изучения, восприятия учащимися информации о физических процессах, объектах и явлениях на конкретном этапе развития общества, изменение этих закономерностей в практике изучения физики, как одной из учебных дисциплин школьного курса.
Методика обучения физики в современном обществе приобретает позицию теории управления учебным процессом. Она предполагает:
- Организацию педагогом передачи научных физических знаний учащимся.
- Выбор педагогом способов построения продуктивной образовательной деятельности, ориентированной на формирование у учащихся системы физических знаний, как теоретических, так и практических.
- Повышение квалификации педагогов в направлении улучшения профессиональной подготовки, освоения новых методов и форм реализации обучения рассматриваемой дисциплине.
- Управление педагогом образовательным процессом в ходе формирования у учащихся физических знаний и навыков деятельности.
- Проведение педагогом контрольной деятельности, ориентированной на проверку качества усвоенного учащимися материала.
- Опору на смежные дисциплины т.е. использование знаний и навыков учащихся по иным дисциплинам в направлении улучшения их понимания физических процессов, объектов и явлений.
Методика преподавания физики на современном этапе развития общества должна исключать применение устаревшей учебной информации, научных данных, описательных и иных сведений, которые повторяют содержание смежных дисциплин и не способствуют формированию качественных знаний учащихся на том или ином этапе обучения данной науке.
Методика преподавания физики как отрасль педагогической науки
Будучи отраслью педагогической науки, методика преподавания физики имеет тесную связь с основами педагогической деятельности. Ее предметом исследования является теория и практика обучения физики в различных учебных заведениях, посредством применения дидактических основ построения педагогического процесса.
Как отрасль педагогической науки методика преподавания физики определяет:
- Целевое назначение обучения физической науке;
- Содержание, формы и методы преподавания физики;
- Основы развития познавательной деятельности в ходе изучения физики, как научного знания;
- Соотношение знаний, умений и навыков учащихся, формируемых в ходе изучения физики;
- Виды учебной деятельности, актуальные в применении в педагогическом процессе, позволяющие включить каждого учащегося в систему знаний и направить их использование в определенной области практической деятельности.
Методика преподавания физики в настоящее время требует и подготовки педагогов, реализующих обучение физики в современных условиях образовательной деятельности для удовлетворения текущих потребностей потребителей образовательных услуг.
Изучение будущими педагогами методики преподавания физики состоит в познании курсов общей и теоретической физики, работ вычислительной техники, освоение информационных технологий, программирования, методики использования информации и ИКТ в образовательной деятельности и, естественно, принципов дидактики, основ организации педагогической деятельности в современных реалиях.
Следует отметить, что современное общество ориентировано на развивающее обучение. Это предполагает уход от штампов и однообразия. Каждый педагог должен иметь свой стиль преподавания и разработать свою методику. Она может включать какие-то рекомендации и штаммы, но их должно быть минимальное количество. Также, должны быть соблюдены требования организации учебного процесса и соблюдены правила преподавания.
Требования к преподавателю физики
Методика преподавания физики выдвигает следующие требования к педагогу и освоению им основ преподавательской деятельности:
- Курс обучения физике и освоения методов передачи знаний учащимся должен давать в полном объеме азы информативной и управляющей деятельности педагога. В ходе обучения осуществляется освоение методических основ преподавательской деятельности в целом и преподавания физики как науки в частности;
- Развитие у будущих преподавателей творческого отношения к своей профессиональной деятельности. Предполагается не простое освоение методики преподавания, а выработка навыков сознательного использования данных знаний, оперирования методическими основами преподавания в новых, нестандартных условиях, их применение в иных вариациях для решения определенных образовательных задач;
- Формирование ясного понимания целевого назначения обучения физике в рамках школьного учебного процесса;
- Развитие навыков грамотного построения учебного процесса, использования методов и средств преподавания, опора на методические основы при планировании и проектировании уроков физики;
- Формирование у будущих педагогов знаний об использовании физического оборудования, основах проведения лабораторной деятельности, практических работ с соблюдением правил безопасности и активизации познавательного интереса учащихся.