Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста

Методика обучения грамоте – это раздел методики преподавания русского языка, который изучает процесс овладения грамотой и определяет методы формирования первоначальных умений чтения и письма.

Овладение грамматическими основами начинается в дошкольном возраста. Как правило, освоение грамоты является важным направлением образовательной программы в старших дошкольных группах.

Содержание работы по обучению грамоте дошкольников

Процесс усвоения грамоты является достаточно сложным. В его основе заложено формирование всех сторон речи, всех аспектов речевого развития.

Методические основы изучения грамоты в дошкольном возрасте предполагают обязательное включение в содержание подготовительной к грамматическому познанию работы следующих направлений:

  • Знакомство с буквами: изучение алфавита.
  • Знакомство со словом и его выделение из речи, с понимаем его смысла и значения, признания его отдельной смысловой единицей языка.
  • Знакомство с предложением и его словесной структурой.
  • Формирование навыков разделения предложений на отдельные слова и составления из слов предложений.
  • Формирование навыков разделения слов на слоги и составление слов из слогов.
  • Знакомство со звуковым строем слов.
  • Формирование навыков звукового анализа.

Ведущим направлением работы, направленной на обучение грамоте дошкольников, является формирование навыков звукового анализа. Развитие звукового анализа, постановка звукового восприятия и произношения являются основой познания грамматических языковых структур. Процесс освоения чтения и письма связан с переводом фонем в графическом виде в устную и письменную речь и обратный процесс.

Таким образом, подготовка дошкольников к изучению грамоты предполагает проведение предварительной работы, связанной с изучением алфавита и познанием слова.

Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Знакомство со словом реализуется посредством организации игровой деятельности, по разным направлениям познания слова и его структуры. Игры могут затрагивать чтение слов с разным или одинаковым началом либо концом, чтение в разном темпе, чтение с ускорением, чтение с разной интонацией и разной громкостью.

«Методика обучения грамоте детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Также, используются игры, помогающие постичь смысловое значение слов. Для этого применяются наглядные средства: картинки, реальные объекты. Они показываются детям и обозначаются словом. Используются игры на подбор слов. Например, прилагательных к существительным или наоборот. В работе применяются кубики с буквами, по которым дети формируют слова, а также настольные игры.

Далее, осуществляется знакомство детей со звуковым составом слова. Внимание уделяется тому факту, что звуки меняют значения слов, изучается количество и расположение звуков в словах.

После этого, дошкольники знакомятся с графическим изображением слов. Воспитатель пишет отдельные буквы и слова, показывает особенности их написания и т.д.

Затем происходит знакомство с предложениями. Они изучаются посредством составления предложений по картинкам, придумывания названий чего-то, рассказов собственного опыта жизнедеятельности. Это помогает постичь смысловое значение предложений, проанализировать их содержание и подготовить детей к изучению способов анализа слов и предложений.

Важно, использовать в работе наглядные средства. Графическое отображение слов и предложений способствует лучшему пониманию их смысла и структурного строения.

Следуют отметить, что методические основы обучения грамоте имеют слови особенности в разные возрастные периоды дошкольного обучения.

Методические основы обучения грамоте в разных возрастных группах

Обучение грамоте детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с буквами, словами и звуковым составом слов. Звуковой стороне речи уделяется особое внимание.

Обучение включает следующие направления работы:

  1. Формирование понятия буква и звук, изучение их отличий.
  2. Знакомство с гласными и согласными буквами.
  3. Формирование навыков написания или конструирования букв. Для работы применяются палочки, ленточки, пластилин, глина и иные материалы, из которых составляются буквы.
  4. Формирование навыков узнавания изображенных букв, их нахождения в словах.
  5. Формирование навыков составления слогов и их чтения.

Далее, в средней возрастной группе происходит закрепление знаний о словах и звуках. Используются упражнения на совершенствование навыков различения звуков на слух.

В этот возрастной период, обучение грамоте продолжается по тем же направлениям, что и в младшей группе, дополняясь следующими направлениями работы:

  1. Развитие навыков осознанного чтения слов и предложений с теми буквами, которые хорошо изучены;
  2. Знакомство с правилами написания слов, правописанием: пробелы между словами в предложении, прописные буквы в начале предложений и именах собственных, завершение предложения точкой.

В старшем дошкольном возрасте происходит закрепление знаний детей и их совершенствование. Осуществляется работа по совершенствованию навыков чтения слогов и формируются навыки чтения слов и небольших предложений. Дети продолжают изучать правила правописания: ЧА - ЩА, ЖИ - ШИ, ЧУ - ЩУ, учатся разгадывать ребусы и кроссворды, осваивают структуру предложения. Происходит освоение схематической записи предложений и формирование аналитических навыков по работе с предложениями: изучение последовательности расположения слов в предложении, анализ их состава, разделение предложения на отдельные слова, составление простых предложений. Также, детям разъясняются отличия повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений и формируются основы интонационной выразительности предложений и различие типа предложений на слух по интонации его произнесения. На данном этапе обучения дошкольники уже должны владеть навыками понимания смысла слов, их восприятия на слух т.е. вслушиваться в значение произносимого, подбирать слова по смыслу, определять место звука в слове и разделять слова на отдельные звуки, а также составлять слова из звуков. Эти знания помогают в овладении правилами составления предложений.

Дата последнего обновления статьи: 23.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot