Методика обучения грамоте – это раздел методики преподавания русского языка, который изучает процесс овладения грамотой и определяет методы формирования первоначальных умений чтения и письма.
Овладение грамматическими основами начинается в дошкольном возраста. Как правило, освоение грамоты является важным направлением образовательной программы в старших дошкольных группах.
Содержание работы по обучению грамоте дошкольников
Процесс усвоения грамоты является достаточно сложным. В его основе заложено формирование всех сторон речи, всех аспектов речевого развития.
Методические основы изучения грамоты в дошкольном возрасте предполагают обязательное включение в содержание подготовительной к грамматическому познанию работы следующих направлений:
- Знакомство с буквами: изучение алфавита.
- Знакомство со словом и его выделение из речи, с понимаем его смысла и значения, признания его отдельной смысловой единицей языка.
- Знакомство с предложением и его словесной структурой.
- Формирование навыков разделения предложений на отдельные слова и составления из слов предложений.
- Формирование навыков разделения слов на слоги и составление слов из слогов.
- Знакомство со звуковым строем слов.
- Формирование навыков звукового анализа.
Ведущим направлением работы, направленной на обучение грамоте дошкольников, является формирование навыков звукового анализа. Развитие звукового анализа, постановка звукового восприятия и произношения являются основой познания грамматических языковых структур. Процесс освоения чтения и письма связан с переводом фонем в графическом виде в устную и письменную речь и обратный процесс.
Таким образом, подготовка дошкольников к изучению грамоты предполагает проведение предварительной работы, связанной с изучением алфавита и познанием слова.
Рисунок 1. Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте в детском саду. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Знакомство со словом реализуется посредством организации игровой деятельности, по разным направлениям познания слова и его структуры. Игры могут затрагивать чтение слов с разным или одинаковым началом либо концом, чтение в разном темпе, чтение с ускорением, чтение с разной интонацией и разной громкостью.
Также, используются игры, помогающие постичь смысловое значение слов. Для этого применяются наглядные средства: картинки, реальные объекты. Они показываются детям и обозначаются словом. Используются игры на подбор слов. Например, прилагательных к существительным или наоборот. В работе применяются кубики с буквами, по которым дети формируют слова, а также настольные игры.
Далее, осуществляется знакомство детей со звуковым составом слова. Внимание уделяется тому факту, что звуки меняют значения слов, изучается количество и расположение звуков в словах.
После этого, дошкольники знакомятся с графическим изображением слов. Воспитатель пишет отдельные буквы и слова, показывает особенности их написания и т.д.
Затем происходит знакомство с предложениями. Они изучаются посредством составления предложений по картинкам, придумывания названий чего-то, рассказов собственного опыта жизнедеятельности. Это помогает постичь смысловое значение предложений, проанализировать их содержание и подготовить детей к изучению способов анализа слов и предложений.
Важно, использовать в работе наглядные средства. Графическое отображение слов и предложений способствует лучшему пониманию их смысла и структурного строения.
Следуют отметить, что методические основы обучения грамоте имеют слови особенности в разные возрастные периоды дошкольного обучения.
Методические основы обучения грамоте в разных возрастных группах
Обучение грамоте детей младшего дошкольного возраста начинается со знакомства с буквами, словами и звуковым составом слов. Звуковой стороне речи уделяется особое внимание.
Обучение включает следующие направления работы:
- Формирование понятия буква и звук, изучение их отличий.
- Знакомство с гласными и согласными буквами.
- Формирование навыков написания или конструирования букв. Для работы применяются палочки, ленточки, пластилин, глина и иные материалы, из которых составляются буквы.
- Формирование навыков узнавания изображенных букв, их нахождения в словах.
- Формирование навыков составления слогов и их чтения.
Далее, в средней возрастной группе происходит закрепление знаний о словах и звуках. Используются упражнения на совершенствование навыков различения звуков на слух.
В этот возрастной период, обучение грамоте продолжается по тем же направлениям, что и в младшей группе, дополняясь следующими направлениями работы:
- Развитие навыков осознанного чтения слов и предложений с теми буквами, которые хорошо изучены;
- Знакомство с правилами написания слов, правописанием: пробелы между словами в предложении, прописные буквы в начале предложений и именах собственных, завершение предложения точкой.
В старшем дошкольном возрасте происходит закрепление знаний детей и их совершенствование. Осуществляется работа по совершенствованию навыков чтения слогов и формируются навыки чтения слов и небольших предложений. Дети продолжают изучать правила правописания: ЧА - ЩА, ЖИ - ШИ, ЧУ - ЩУ, учатся разгадывать ребусы и кроссворды, осваивают структуру предложения. Происходит освоение схематической записи предложений и формирование аналитических навыков по работе с предложениями: изучение последовательности расположения слов в предложении, анализ их состава, разделение предложения на отдельные слова, составление простых предложений. Также, детям разъясняются отличия повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений и формируются основы интонационной выразительности предложений и различие типа предложений на слух по интонации его произнесения. На данном этапе обучения дошкольники уже должны владеть навыками понимания смысла слов, их восприятия на слух т.е. вслушиваться в значение произносимого, подбирать слова по смыслу, определять место звука в слове и разделять слова на отдельные звуки, а также составлять слова из звуков. Эти знания помогают в овладении правилами составления предложений.