Понятие компенсаторной компетенции
Компенсаторная компетенция – это составной компонент коммуникативной компетенции, отражающий умение найти выход из сложной речевой ситуации, при недостаточности опыта речевого общения и языковых знаний.
Компенсаторную компетенцию можно определить, как совокупность следующих характеристик:
- Навыки устранения несовершенных знаний в области языковых и социолингвистических правил;
- Разработка собственной стратегии социально-коммуникативного взаимодействия при недостаточности развития речевых иноязычных навыков;
- Навыки ликвидации сбоев, возникающих в ходе коммуникативного взаимодействия и, угрожающих его прерыванию;
- Продуктивное применение всех коммуникативных ресурсов в речевом взаимодействии;
- Знания этикета и культуры делового и иных видов общения иноязычного государства.
Попадая в коммуникативную ситуацию в иностранном государстве, возможно, возникновение проблем, связанных с недостаточным развитием опыта речевого взаимодействия, дефицитом речевых ресурсов и знаний в области установления речевого взаимодействия. Это угрожает прерыванию коммуникативного взаимодействия и развитию отрицательных последствий. В данном случае может помочь развитая компенсаторная компетенция. Она помогает выйти из сложной коммуникативной ситуации, посредством знаний или разработки собственной коммуникативной стратегии компенсаторного характера. Такие стратегии основаны на приложении умственных усилий, ориентированных на активизацию всех мыслительных процессов, позволяющих довести начатую коммуникацию до ее логического завершения.
Рисунок 1. Место компенсаторной компетенции в структуре коммуникационной компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основными компенсаторными стратегиями являются:
- Уход от темы. Если в обсуждаемой теме происходит сбой, обусловленный недостаточным лексическим запасом, незнанием грамматических правил построения фраз, совершается плавная (в некоторых случаях резкая) смена темы.
- Стратегия достижения цели. Она основывается на перефразировании слов и фраз, применении общих слов, паралинвистических средств, изменении структуры фразы, применении длительной паузы и оттяжки времени, переходе на родной язык, обращении за помощью к партнеру по общению.
Основные компоненты компенсаторной компетенции
Компенсаторная компетенция включает в свой состав следующие знания и навыки:
- Знание структурных основ иностранной речи, которые применяются в диалоговом взаимодействии;
- Умение применять коммуникативные структуры в письменном и речевом взаимодействии с носителем иностранного языка;
- Знания национальных традиций, культуры и ее особенностей, а также специфики иностранного языка и вариантов его коммуникативного применения;
- Знания вербальных приемов и средств компенсации коммуникативных сложностей иностранного речевого взаимодействия;
- Знание средств невербального характера, позволяющих преодолеть трудности коммуникативного взаимодействия;
- Навык и опыт применения вербальных и невербальных коммуникативных средств.
Рисунок 2. Компоненты компенсаторной компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Модель формирования компенсаторной компетенции учащихся
Построение модели формирования компенсаторной компетенции у учащихся осуществляется в три этапа:
- Организационный этап. Он включает в себя методы, технологии, инструментарий, применяемый для формирования навыков коммуникативного взаимодействия и преодоления трудностей общения.
- Этап развития модели. Модель развивается в ходе трех подэтапов: вводно-корректирующего, формирующего и обобщающего.
- Итоговый этап. Он состоит из оценки результатов развития компенсаторной компетенции, самоконтроля в ходе их формирования и анализа результатов развития.
Развитие компенсаторной компетенции начинается с выбора технологии обучения. В данном случае, актуально применение технологии сотрудничества, технологии контекстного обучения, проектных методов обучения и технологии развития коммуникативных иноязычных навыков. При подведении итогов применяются методы аналитического исследования и технологии рефлексивного обучения.
В содержание обучения входят знания и навыки, необходимые для развития компенсаторной компетенции, а также мотивация ее формирования и условия развития.
Развитие компенсаторной компетенции реализуется в три этапа:
- Вводная часть. Она связана с мотивированием учащихся к развитию компенсаторных навыков иноязычного общения, осознанием необходимости повышения своей коммуникативной иноязычной компетентности и ознакомление с теми средствами и методами компенсаторного взаимодействия, которые будут изучены в ходе реализации модели обучения.
- Формирующий или основной этап. Он связан с познанием компенсаторных технологий и стратегий, ознакомлением с примерами компенсаторного общения и отработкой практического использования, рассмотренных методов и приемов.
- Обобщающий этап. Он связан с рассмотрением применяемых компенсаторных ресурсов в разных коммуникативных ситуациях и взаимоотношениях с иноязычными гражданами.
Таким образом, каждое учебное занятие, ориентированное на формирование компенсаторной компетенции реализуется таким образом, что его начало основывается на мотивации иноязычного взаимодействия и ознакомлении с шаблонами и алгоритмами компенсаторного взаимодействия. Затем используются тренировочные упражнения на отработку компенсаторных навыков и расширение компенсаторного опыта, а затем происходит закрепление, усвоенных знаний и навыков в виде контрольных заданий и тестовых упражнений.
Условия эффективного развития компенсаторной компетенции
Чтобы достичь эффективных результатов и полноценного усвоения компенсаторных стратегий учащимися, требуется соблюдение ряда условий формирования компенсаторной компетенции:
- Приоритетная позиция и активное использование заданий на трансформацию и перенос;
- К каждой группе иноязычных навыков должны быть применены упражнения на трансформацию и перенос;
- Усвоение учащимися знаний о вариантах применения компенсаторных способов и ресурсов речевого взаимодействия;
- Практическое применение компенсаторных ресурсов и стратегий в новых коммуникативных ситуациях;
- Актуализация знаний и навыков коммуникативного взаимодействия, подходящего для конкретной речевой ситуации.