Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика организации и проведения диспута

Сущность диспута

В современное мире особо остро стоит вопрос прямого общения между людьми и развитие активных форм учебного общения в школе. Классические уроки, как правило, не предоставляют расширенную возможность общения в силу соблюдения дисциплины и большого объема материала, который необходимо преподнести учащимся. В связи с этим появились так называемые уроки-диспуты, направленные именно на развитие общения.

Определение

«Диспут» в переводе с латинского языка означает «рассуждать», «дискутировать» и подразумевает публичный спор на некую тему. При этом учитывается столкновение разных, зачастую противоположных точек зрения при рассмотрении какого-либо вопроса, проблемы с целью верного решения.

Методика организации и проведения диспута

Как и в ходе обсуждения вопроса, при помощи диспута осуществляется проблемный расклад к организации различных форм учебно-познавательной работы учащихся, связанных с поиском ответов на темы из жизни школы, класса, моральных норм личности согласно с требованиями современности.

Как известно, истина находится в споре, в конфликте воззрений. Однако, диспуты предполагают не только споры, но и инсценировки с музыкальным оформлением, от случая к случаю учащиеся исполняют конкретные роли, представляя себя на месте героя. В игру-анализ включаются все учащиеся класса. Для активности мышления на уроке педагог должен специально стимулировать спор, подсказывая неверные решения, создавая при этом атмосферу поиска правды. В обсуждении вопроса увеличивается учебная активность слабых учеников, все становятся более общительными, начинают прислушиваться друг к другу. Таким образом, диспут – это не просто форма учебной работы, а высокая духовная форма общения. Дети приобретают умения, необходимые им в жизни: выстраивают свое поведение с позиции других людей, воспитывают культуру общения, развивают чувство взаимной ответственности.

В зависимости от уровня подготовки аудитории выделяют:

  • диспут-лекцию;
  • диспут-конференцию;
  • диспут-дискуссию.

По содержанию диспуты бывают:

  • нравственно-этические;
  • общественно-политические;
  • эстетические;
  • профессиональные.

Основные этапы

В основе диспута заложены три этапа его подготовки и проведения: подготовительный, основной, итоговый.

  1. Подготовительный этап:
  • определение темы, цели;
  • создание организационной группы;
  • распределение обязанностей;
  • выбор ведущего;
  • анкетирование, формулировка проблемных вопросов;
  • подготовка инструкций и оборудования;
  • выбор помещения и его соответствующее оформление.
  • Основной этап:
    • ход обсуждения темы на базе сформулированных вопросов.

    Перед началом обсуждения вопроса необходимо рассказать о порядке проведения диспута, обозначить актуальность выбранной темы, конкретизировать предмет обсуждения, уточнить отдельные понятия. Началом может быть проблемный вопрос к аудитории, инсценировка отдельного эпизода из произведения, который создает проблемную ситуацию, песни, стихотворения по проблеме.

    Методика организации и проведения диспута

    Составной частью диспута станет резюме проблемы, выражающее истину. Это могут быть взгляды на проблему выдающихся людей, подробные теоретические положения, типичные факты, примеры.

  • Итоговый этап:
    • краткий анализ диспута, его плюсов и минусов, путей решения задач, поощрительная оценка участников, определение новых дискуссионных проблем.

    Требования к организации и проведению диспута

    Диспут можно проводить исключительно в тех случаях, когда у детей есть опыт беседы о жизни, также сформированы начальные навыки общения, позволяющие избежать неуважительного отношения к выступающему. Кроме того, существует ряд правил по успешному проведению диспута:

    1. Тема диспута должна быть значимой, проблемной, предоставляющей разные точки зрения.
    2. Она конкретизируется точными вопросами для обсуждения, которых может быть от 3 до 6.
    3. Своевременная подготовка объявлений, пригласительных билетов.
    4. Надлежащее оформление помещения, в котором будет проходить диспут (баннеры, плакаты, афоризмы, цитаты).
    5. Подбор и предоставление участникам соответствующей литературы.
    6. Верный выбор ведущего, способного «зажечь» аудиторию.
    7. Важно установить четкий регламент по выступлениям.
    8. В конце обязательно дать оценку, выразить признательность участникам.

    Организуя диспут, педагог обязан иметь в виду, что:

    • диспут потребует кропотливой, глубоко осмысленной подготовки и живой, захватывающей формы его проведения;
    • преподаватель должен обладать методикой подготовки и проведения диспута согласно с возрастными особенностями учащихся, их образовательно-воспитательным уровнем и интересами;
    • в ходе обсуждения вопроса нужно создать такую атмосферу, чтобы участники имели возможность выражать собственные идеи непринужденно и открыто, без страха осуждения;
    • общаться с участниками диспута просто, свободно, что существенно сближает учителя и учащихся;
    • позволять детям подвергать анализу понятия и доводы, отстаивать собственное мнение, уверять в нем других.
    Воспользуйся нейросетью от Автор24
    Не понимаешь, как писать работу?
    Попробовать ИИ
    Дата последнего обновления статьи: 30.12.2023
    Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
    Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot