Система Гузика Н. П.
Своеобразная личная технология обучения детально была разработана учителем химии Н. П. Гузиком. Его система включает пять основных типов уроков:
- урок разбора нового материала, на котором многократно объясняются химические понятия;
- комбинированные семинарские занятия с индивидуальной проработкой материала;
- урок обобщения и систематизации, то есть тематический зачет;
- урок межпредметного обобщения и систематизации знаний – защита тематических заданий;
- практические занятия.
Помимо названных основных типов уроков педагогом может быть использован и ряд других: уроки-диспуты, уроки-конференции, комбинированный урок и пр.
Разрабатывая собственную систему педагогу необходимо опираться на ряд следующих принципов:
- целостность содержания, изучаемого не фрагментарно, по отдельным урокам, а целостно, так называемая тематическая концентрация;
- дифференцированное содержание - сначала излагают материал первостепенной важности, опирающийся на предыдущие темы;
- преемственность;
- комплексность – обеспечивает обучение, воспитание и развитие;
- дифференцированная помощь ученикам.
Учебные программы, предлагаемые для освоения, подразделяются не репродуктивные (программы С), частично поисковые (программы В), творческие (программы А). Система оценивания связан с этими программами, а сами программы тесно взаимосвязаны. Это дает возможность учащимся на любом этапе обучения менять программу на более сложную.
Таким образом, программа Гузика Н. П. направлена на развитие мышления учеников при изучении химии. Большое внимание, как и в других программах, в ней уделено контролю.
Технологии обучения химии при всем разнообразии методических приемов, имеют много общих черт. Все они развивающие, обеспечивают жесткое управление учебным процессом и прогнозируемый, воспроизводимый результат.
Любая технология обучения опирается на традиционные программы и часто используется в сочетании с ними. Включение новой технологии в учебную деятельность требует постепенной подготовки учеников.
Педагогическая система И. П. Волкова
Волков Игорь Павлович – педагог-новатор из подмосковного города Реутово, кандидат педагогических наук. Им был обобщен многолетний опыт работы в школе по гибкому и многовариантному построению процесса обучения творчеству.
Он преподавал в школе пение и рисование. В процессе работы он убедился, что все дети талантливы, обладают стремлением к творчеству и фантазией, а также высокой приспособляемостью к делу. Еще в младших классах дети практически самостоятельно приходят к освоению отдельных приемов черчения и проектирования. Поэтому Волков в самых обычных классах заменил уроки труда и изо на синтезированные уроки творчества. Так как считал, что школа должна выявить и развить потенциальные способности детей, а для этого должны быть созданы необходимые условия для расцвета детской одаренности.
Волков считал, что творчество, индивидуальность и художество проявляются даже в ситуации минимального отступления от образца. Но для создания конкретного продукта творческого характера, необходимы общеобразовательные и минимальные общепрофессиональные знания.
В учебный процесс должны быть включены разнообразные виды труда и творчество детей должно поощряться. Для этого в младших классах разработали специальные уроки творчества. К исходным принципам проектирования и организации этих уроков Волков И.П. отнес следующие:
- знания в качестве фундамента творчества;
- строгий подбор учебных материалов;
- многократное повторение;
- разностороннее развитие учеников;
- формирование устойчивого интереса к детям;
- обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого;
- контроль учителя за работой учащегося и индивидуальный подход.
Чтобы построить процесс обучения Волков предложил 19 типов работ, используя принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. При отработке приемов труда, создается творческий продукт.
Новаторская идея Волкова заключается в том, что им был создан механизм выявления творческих способностей детей и их развития. С 4-го класса школы вводится «Творческая книжка школьника», в которую записывают содержание самостоятельной творческой работы учащихся, которые выполняются сверх учебной программы по следующим разделам:
- углубленное изучение программных и внепрограммных предметов;
- опытная и исследовательская работа по различным школьным предметам.
Это только два основных направления самостоятельных работ, на самом деле их гораздо больше. За 7 лет ведения книжки в нее будет занесено от 50 до 80 уроков в зависимости от творческой активности самих учащихся, которые занимаются поиском себя и определяют, где и в чем их способности могут проявляться лучше или хуже. К моменту окончания школы он сможет четко выявить свои профессиональные предпочтения и склонности.
Практика показывает, что творческие занятия в школе предполагают наличие творческих комнат. В одной школе их может быть несколько. Для их создания используют предметные кабинеты после окончания уроков.
Методика и организация творческих комнат значительно отличается от традиционной внеклассной работы. Волковым И. П. она была определена следующим образом:
- любой творческой комнатой может воспользоваться учащийся любого класса и в любое время учебного года, вне зависимости от успеваемости и развития, и выстроить собственный ритм работы, то есть систематически или через раз;
- в творческой комнате любого вида учащийся вне зависимости от возраста получает начальную профессиональную подготовку;
- организация и методика работы творческой комнаты – уникальная в каждом случае и зависит от цели, которую преследует учитель.
За учебный год учащийся может познакомиться на практике с несколькими видами труда и определить собственные предпочтения. Соответствующую запись делают в творческой книжке.