Основные идеи В. Г. Маранцмана
Владимир Георгиевич Маранцман (1932–2007) – профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой методики и преподавания русского языка и литературы, член-корреспондент РАО, литературовед, переводчик, методист и поэт.
Значимость вклада В. Г. Маранцмана заключается в том, что современная методическая наука имеет целый комплекс проблем, которые связаны в первую очередь с разработкой инновационной и действенной концепции литературного образования. Кроме того, имеется потребность в создании эффективных образовательных программ, выпуске новых учебных пособий, отвечающих современным требованиям.
В. Г. Маранцман вошел в историю педагогической науки как ученый, который занимался разработкой теоретических основ методики преподавания литературы в современной общеобразовательной школе. С этой целью он стремился осмыслить основные задачи, реализуемые школьной методикой на культурном и общем историческом фоне, занимался анализом взаимосвязи методики и литературоведения.
Особый вклад В. Г. Маранцманом был внесен в разработку различных теоретических вопросов методики преподавания литературы. Им были раскрыты научные основы методики как одной их педагогических дисциплин.
Идеи для своих исследований и разработок В.Г. Маранцман черпал из методических разработок ученых ленинградской школы. Наибольшее значение для развития и становления его взглядов на методику преподавания литературы имеют идеи профессора ЛГПИ им. А. И. Герцена Г. А. Гуковского, который считал, что подлинный интерес к литературе может дать детям только тот педагог, который способен живо и эмоционально преподносить учебный материал.
Помимо методических разработок В. Г. Маранцман занимался разработкой школьных программ, написанием учебных пособий и учебников. Так, под его руководством была разработана одна из наиболее востребованных в настоящее время программ литературного образования. Данная Программа делится на две части. Первая часть для учащихся 5-9 классов, вторая часть для учащихся 10-11 классов.
Главная задача Программы литературного обучения для 5-9 классов – научить учащихся не только видеть, но и понимать взаимосвязь между различными литературными произведениями.
Основа Программы – диалог культур, внутрипредметные и межпредметные связи, работа по развитию у учащихся творческих способностей. Особое место занимают рекомендации для педагогов и учащихся по развитию речи.
Задача Программы литературного обучения для 10-11 классов – обобщение полученных в средней ступени обучения знаний, формирование обобщенных представлений о художественных индивидуальностях различных писателей, усвоение основных теоретических литературных понятий.
Основой Программы является начатый ранее диалог культур, который продолжается в старших классах, а также самостоятельный анализ художественных произведений. Кроме художественных произведений анализу следует подвергать различные музыкальные и живописные произведения. Это будет способствовать обогащению у детей художественного языка, развитию мышления и речи.
Вклад В. Г. Маранцмана в развитие методики преподавания литературы
Вклад В. Г. Маранцмана в методику преподавания очень велик. Целое поколение советских школьников изучали русскую и мировую литературу по его учебникам.
На основании исследований В. Г. Маранцмана учеными разрабатывались учебно-методические комплексы, которые включали в себя учебники по хрестоматии для учащихся 5-11 классов.
Помимо значительного вклада в школьное образование, В. Г. Маранцман разрабатывал учебники и методические пособия для ВУЗов. Одним из наиболее востребованных учебников является «Методика преподавания литературы». Широкую известность имеет и его монография о творчестве великого русского поэта А. С. Пушкина «Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. Библиотека учителя-словесника».
Необходимо отметить, что кроме работы с отечественными художественными произведениями и авторами, В. Г. Маранцман занимался переводом великих текстов мировой литературы. Например, одним из наиболее значимых для отечественной литературы переводов, является его перевод «Божественной комедии» Данте, а также Сонетов Петрарки.
Основную цель своей деятельности, В. Г. Маранцман видел в расширении горизонтов методики преподавания литературы. Им были разработаны принципы взаимодействия разных видов искусств в рамках урока литературы.
Больше всего В. Г. Маранцмана привлекала разработка разнообразных инновационных педагогических технологий, в основу которых он включал активизацию познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие творческой самореализации личности.
Такой подход к преподаванию литературы связан с тем, что В. Г. Маранцман, рассматривал художественное развитие школьников как совокупность знаний о разных видах искусства, разных стран и эпох. Именно поэтому в основу обучения им был заложен диалог между различными видами искусств. Данный диалог подразумевал взаимодействие музыкальной пьесы, архитектуры, скульптуры, литературного текста, живописного полотна, театрального спектакля, фильма и т.д. Такое сочетание видов искусств помогает учащимся лучше понять структуру каждого художественного произведения, осознать их своеобразие, «увидеть» эволюцию стилей.
Таким образом, диалог культур, стилей и авторов В. Г. Маранцман рассматривал как смысловое поле, в котором должен зазвучать голос ученика.
Важное значение придает В. Г. Маранцман развитию литературного творчества у учащихся. Литературное творчество включает в себя и элементы художественной деятельности, связанной с другими видами искусства (музыка, живопись, графика, театр и т. д.).
Большое значение В. Г. Маранцман предъявлял к учителю литературы. Данные требования были основаны на специфике урока литературы и его отличий от иных школьных предметов.
Основные требования к учителю литературы, предъявляемые В. Г. Маранцманом: вызывание в учениках потребности в предлагаемой информации и создание установки на чтение и анализ литературного произведения, новизна информации по отношению к тем представлениям, которые сложились у учеников, нахождение совместного ритма общения и поддерживание внимания собеседников друг к другу.