Методическая служба: сущность и целевое назначение
Методическая служба учреждения дополнительного образования – это подразделение специалистов, отвечающих за разработку методических основ функционирования учреждения дополнительного образования и разных направлений его деятельности.
Методическая служба осуществляет проектирование реализации педагогического процесса по тому или иному направлению образовательной деятельности. Методические основы помогают в продуктивном применении передового педагогического опыта, научных разработок в области дополнительного образования, раскрытии творческого потенциала педагогов и его реализации в конкретном направлении образования и воспитания.
Рисунок 1. Методическая служба. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методическая служба в учреждении дополнительного образования функционирует, ориентируясь на всестороннее развитие членов педагогического коллектива и учащихся.
Целевым назначением работы методической службы является достижение целей и задач системы дополнительного образования и повышение качества образовательного процесса.
Данное целевое назначение определяет ряд задач, которые требуют достижения в ходе деятельности методической службы. К ним относятся:
- Изучение образовательных потребностей социальной среды в данный временной момент и на перспективу;
- Мониторинг образовательной деятельности учреждения дополнительного образования и его воспитательного процесса;
- Предоставление педагогам информационных данных о программах обучения по разным направлениям деятельности учреждения дополнительного образования, инновационных средствах и технологиях образовательной деятельности, учебной и методической литературе, применяемой в конкретных направлениях деятельности и на определенных этапах обучения;
- Включение в образовательный процесс инновационных методов и приемов;
- Анализ итогов и прогнозирование перспектив деятельности учреждения дополнительного образования;
- Организационно-методическая поддержка педагогов учреждения;
- Направленность деятельности учреждения на внедрение инновационных технологий и нестандартных методов учебно-воспитательной работы;
- Организация системы взаимодействия с другими образовательными институтами по поводу вопросов эффективного построения учебно-воспитательного процесса;
- Разработка собственных методических пособий и их издание в массовое пользование.
Функциональная роль методической службы
Функциональная роль методической службы сводится к выполнению ею следующих функций в ходе своей деятельности:
- Информационная функция. Она связана с информационным обеспечением сотрудников учреждения дополнительного образования сведениями о передовых педагогических открытиях, передовом педагогическом опыте деятельности в системе дополнительного образования, инновационных методах обучения и воспитания, перспективных направлениях развития учреждения;
- Планово-прогностическая функция. Она отражает систему планирования учебно-воспитательной деятельности учреждения на конкретный временной период и прогнозирование его развития, исходя из тенденций социально-экономического развития общества, социального заказа, материально-технического снабжения контингента учащихся, уровня квалификации педагогического состава;
- Организационная функция. Она связана с воздействием на организацию учебно-воспитательной деятельности учреждения через разработку методических рекомендаций. В частности, методическая служба организует семинары и конференции педагогов, устанавливает внешние связи с социальными институтами и учреждениями образовательной системы, а также организует взаимодействие методической службы с управленческим аппаратом учреждения дополнительного образования;
- Проектировочная функция. Она отражает деятельность методической службы по созданию методической литературы, программ обучения, дополнительных структурных подразделений, перспектив развития учреждения;
- Аналитическая функция. Она отражает работу методической службы по проведению мониторинга деятельности учреждения дополнительного образования, итогов реализации всех направлений обучения и воспитания, уровня развития учащихся и их достижений;
- Образовательная функция. Она способствует повышению квалификации педагогов путем их ознакомления с научными достижениями, передовым педагогическим опытом, отправления на курсы повышения квалификации, семинары и тренинги по повышению мастерства и уровня педагогического развития;
- Контрольная функция. Посредством этой функции, методическая служба регулирует деятельность учреждения дополнительного образования, координирует работу всех его служб, выявляет недостатки функционирования и определяет способы их корректировки.
Организация деятельности методической службы
Методическая служба занимается исследование актуальных проблем деятельности учреждения дополнительного образования, рассматривает новые научные открытия в конкретном направлении деятельности, изучает новую учебную и методическую литературу, анализирует актуальность ее использования данным учреждением, разрабатывает рекомендации педагогам в разных направлениях деятельности, проводит заседания членов службы по разным темам исследования и актуальным проблемам деятельности учреждения дополнительного образования.
Работа методической службы представляет собой поэтапный процесс. Независимо от направления деятельности, будь то работа над новой методической темой или внедрением передового педагогического опыта, работа происходит в несколько этапов:
- Диагностический этап. Он является подготовительным и связан с выявлением проблем, рассмотрением аспектов педагогической деятельности, поиском новых педагогических разработок и анализом тенденций развития системы дополнительного образования. На данном этапе применяются методы беседы, анкетирования, поиска информации.
- Теоретический этап. Он предполагает теоретическое рассмотрение проблемы или объекта исследования. Происходит изучение теоретических аспектов проблемной темы. Для этого устраиваются общие собрания методической службы, заседания методического совета, проводятся индивидуальные исследования и семинары, на которых обсуждаются сделанные открытия. Итогом данной стадии является выбор методической темы, обоснование актуальности педагогического опыта.
- Практический этап. Он предполагает внедрение новой темы, передового опыта в практическую деятельность (возможно в экспериментальном формате) учреждения дополнительного образования путем проведения открытых уроков, реализации творческих проектов и т.д.
- Заключительный этап. Он включает в себя окончательную разработку методических рекомендаций, т.е. систематизацию материала по теме исследования или создание алгоритма использования передового педагогического опыта в практических видах деятельности. Здесь же, осуществляется издание методических разработок по проблеме исследования, оценивается опыт практического использования методических рекомендаций.