Сущность и педагогическое значение метода взрыва
Метод взрыва – это воспитательный метод, основанный на создании конкретных педагогических условий, являющихся специфичными и неожиданными для воспитанника. Им предполагается применение средств педагогического воздействия, которые являются прямо противоположными тем, которые ожидаются учащимися.
Данный метод был разработан А.С. Макаренко, который придал ему важное значение и поднял его ценность.
Использование данного метода является сложным и требует мастерства и креативного подхода педагога. Метод актуально использовать в следующих случаях:
- Имеется необходимость перевоспитания учащихся.
- Требуется выявить индивидуальные свойства характера и личности учащегося.
- Техника реализации данного метода доступна для педагога, и он с легкостью может его применить.
- Психологическая обстановка в учебном коллективе является здоровой и комфортной для учащихся.
Посредством применения данного метода, можно оказать положительное воздействие на учащихся, которые сложно поддаются иным формам и средствам педагогического влияния. Он может заставить учащегося смотреть на какие-то процессы, направления деятельности, в том числе и познавательную по-иному. При этом, данный метод не относится к стопроцентно эффективным для всех учащихся. Он может не оказать никакого воздействия на одного учащегося, но произвести колоссальное впечатление и изменить взгляды другого.
Специфика этого метода выражается в том, что он оказывает сильнейшее влияние на все качества личности: как положительные, так и отрицательные. Кроме того, он может оказаться серьезным стрессом для всего коллектива воспитуемых. Это обуславливает ограниченность его применения.
Сущность данного метода проявляется в том, что конфликт между коллективом и личностью доводится до точки кипения, что в итоге позволяет личности сделать выбор в пользу необходимости переориентации направлений своей деятельности, изменении поступков. Так, удается развить навыки личности к саморазвитию и самосовершенствованию, преодолению себя, способности адаптироваться к коллективному сотрудничеству, учитывать мнение окружающих, их интересы и строить свое поведение в рамках дозволенного.
Рисунок 1. Метод взрыва в педагогике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Использование метода является начальным этапом воспитательного воздействия на отдельных учащихся, который открывает возможности дальнейшего применения стандартных методов, направленных на развитие основных нравственных и духовных качеств личности. Данный метод составляет базу для применения других педагогических методов, таких как убеждение, переучивание.
Практическое применение метода требует высокого профессионализма педагога, обладания широким спектром знаний в области психологии и учета многих факторов его качественной организации. В противном случае, эффект от применения данного метода будет отрицательным, возможно даже развитие психологических отклонений и депрессивных состояний у ребенка.
Основным недостатком данного метода является отсутствие ориентации на личностное развитие учащегося. Индивидуальные особенности личности не учитываются, что в современных условиях делает этот метод крайне редко используемым.
Условия применения метода взрыва
Применение метода взрыва в педагогической практике возможно только при соблюдении ряда условий:
- Актуально применять «взрыв» в сильном коллективе воспитанников. Это означает, что предварительно педагогу требуется проанализировать психологическое состояние каждого учащегося и оценить возможности нанесения психологических травм.
- Условия реализации учебно-воспитательного процесса должны быть благоприятными и комфортными. Нельзя применять «взрыв» в коллективе, обстановка в котором и без того сложная.
- Педагогическое руководство воспитательным процессом должно быть умелым и грамотным.
- Должна быть проведена оценка реальности отрицательных качеств воспитанника и их преобладания над положительными. Если положительные качества находятся в приоритете, то прибегать к крайним мерам нет необходимости.
- Необходимо выбрать оптимальный прием педагогического воздействия на учащегося. Для этого нужно оценить степень воспитанности учащегося, уровень развития коллектива его пребывания и его воспитательного воздействия на ребенка.
- Процесс «взрыва» должен быть максимально наполнен событиями, чтобы у объекта воздействия возникло четкое ощущение неудовлетворенности собой, своим поведением и уровнем развития. Это пробудит стремление к исправлению и совершенствованию.
- Важно поощрять и мотивировать стремление учащихся к совершенствованию. Каждое действие, направленное на положительный сдвиг должно быть оценено и поощрено. Нельзя допустить возвращения к исходной точке развития.
- Отрицательные переживания при применении методики нельзя обострять до крайности. Метод отражает неожиданное воздействие воспитания, а не жесткое и интенсивное.
Типы взрыва
Основными типами взрыва в педагогической практике являются следующие:
- Взрыв в психике объекта воспитательного воздействия. Влияние оказывается со стороны учебного коллектива или педагога. Они оказывают объекту неодобрение, не принимают его поведение, противостоят ему, выдвигают требования. Это обостряет эмоциональную напряженность учащегося, оказывает на него психологическое давление;
- Взрыв в психике субъекта воспитательного воздействия. Педагог взрывается и демонстрирует учащемуся дурной пример, который должен активировать положительные качества объекта и заставить противостоять педагогу, что, тем самым, развивает его, как личность;
- Коллективный взрыв. Этот взрыв вызван стремлением к индивидуализации, нежеланием быть таким же, как все, стремлением отличаться от иных членов коллектива. Учащийся стремится к выражению своей индивидуальности, персонализации своих стремлений и потребностей. Коллективный взрыв обладает наглядным средством воздействия, которое усваивается быстро и на длительный временной период.