Психологический портрет руководителя школы
Менталитет – это образ мыслей, совокупность культурных, интеллектуальных, эмоциональных и мировоззренческих установок, а также моральных, нравственных и ценностных ориентиров, свойственных отдельной личности или социальной группе.
Менталитет определяет поведение человека в разных социальных обстоятельствах, его взаимодействие в социальном пространстве и реализацию им своих профессиональных и иных функциональных ролей.
Руководитель учебного заведения является лицом, осуществляющим управление образовательным процессом конкретного учреждения и выполняющим контрольно-оценочную работу. От его деятельности, от стиля его управления зависит эффективность реализации обучения и воспитания на конкретном уровне и этапе.
Руководство школой имеет свои особенности. Они обусловлены целевым назначением и содержанием образовательной деятельности. Потому, менталитет руководителя школой имеет свою специфику. Руководителю необходимо владение определенным перечнем личностных качеств, профессиональных знаний и навыков, а также эстетическими свойствами личности и культурой поведения.
Психологический портрет руководителя школы включает в себя следующие его черты:
- Целеустремленность и развитые волевые качества. Они необходимо для продуктивного управление образовательным процессом школы.
- Мобильность и адаптивность. Данные качества позволяют быстро ориентироваться в новых условиях, меняющихся направлениях образовательной деятельности и приспосабливаться к тенденциям ее развития.
- Стрессоустойчивость. Деятельность по управлению школой сопряжена с большим количеством стрессовых ситуации, напряженной атмосферой и несением руководителем ответственности за деятельность школы и ее работников. Потому, стрессовыми ситуациями необходимо управлять.
- Владение основами менеджмента. Они дают руководителю навыки управления школой, координации деятельности педагогического состава и иных специалистов.
- Знание юридических норм деятельности. Они позволяют управлять работой школы в рамках правовых норм образовательной деятельности.
- Научный подход деятельности. Он проявляется в выборе педагогического состава, разработке образовательной программы школы, организации взаимодействия учебного заведения с другими институтами и физическими лицами.
- Имидж руководителя. Его формированию уделяется особое внимание. От того, какой образ руководителя формируется в глазах его подчиненных, родителей учащихся и иных лиц, зависит его авторитет, успешность его руководства и продуктивность итогов образовательной деятельности школы.
Следует отметить, что психологический портрет руководителя школы требует наличия всех этих черт. Отсутствие хотя бы одной из них нарушает баланс его деятельности. Сформированный в педагогической сфере, менталитет руководителя определяет важность и значимость каждого из этих свойств.
Продуктивность деятельности руководителя школы определяется составлением им качественной программы образовательной деятельности на конкретный учебный год и управлением ее реализацией.
Основы составления программы развития образовательного учреждения
Программа развития образовательного учреждения – это документ, определяющий стратегию его деятельности и перспективы его развития, исходя из имеющегося материального, технического, кадрового потенциала.
Программа развития отражает системные изменения функционирования школы и целевых ориентиров ее деятельности. Она отличается от плана деятельности учебного заведения, который отражает тактические мероприятия по реализации программы развития. В нее входят инновационные направления работы, ориентированные на изменение существующего порядка, существующего состояния школы и итогов ее деятельности.
В основе составления программы развития образовательного заведения лежит следующая последовательность действий, реализуемая руководителем и его помощниками:
- Проведение анализа состояния школы и ее функционирования. Происходит выявление проблем в развитии учебного заведения, выявляются положительные черты его функционирования и общее состояние дел. Для данных целей проводится изучение справки о школе, отражающей специфику условий ее деятельности, педагогического состава и контингента учащихся, формальные критерии результативности деятельности школы.
- Составление концепции деятельности учебного заведения. По сути, она представляет собой перспективы его развития, т.е. желаемые результаты, методы и средства их достижения и алгоритм действий.
- Составление стратегии и тактики развития школы. Она включает в себя определение целевого назначения деятельности школы, проведение мероприятий для достижения цели и координацию работы кадрового состава учебного заведения.
- Определение ресурсного обеспечения реализации программного развития. Здесь, прописываются материальные, технические средства, кадры, которые требуются для реализации программы развития. Если школа ими не располагает, то руководитель подает прошение в высшие образовательные инстанции для снабжения необходимыми ресурсами.
- Определение сроков реализации программы развития. Определяется период достижения поставленных целей и даты проведения конкретных мероприятий.
Проблема, которая закладывается в основу составления программы, характеризуется актуальностью и реальностью разрешения. Кроме того, она должна быть значимой для конкретной школы и иметь точную формулировку. Наличие проблемы в развитии школы можно выявить по следующим критериям:
- Затруднения педагогической практики деятельности;
- Наличие отрицательных сторон в работе школы и сложности с их устранением;
- Отсутствие инновационного опыта педагогической деятельности школы и ее педагогов;
- Невозможность определения причин слабого развития школы и ее учащихся.