Краткая характеристика педагогического процесса
Педагогический процесс — это специально организованный и управляемый педагогом процесс, направленный на передачу учащимся знаний, умений, навыков и социального опыта, необходимого для полноценного существования в рамках современного общества.
Педагогический процесс в педагогике рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей (учащихся, воспитанников). По своей структуре он является упорядоченной системой, состоящей из методов, средств, приемов и форм педагогической деятельности. При рассмотрении понятие «педагогический процесс», следует отметить, что «процесс» подразумевает растянутость во времени, а «педагогический» о направленности на преобразование личности человека.
Педагогический процесс имеет точно поставленную цель, содержание (наполнение) в соответствии с данной целью и конечный ожидаемый результат. Субъекты педагогического процесса – педагог и учащиеся, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Эффективность процесса обеспечивается только в том случае, если обе стороны принимают в нем активное участие.
Основные характеристики педагогического процесса заключаются в том, что он обладает общностью, единством и целостностью.
Теоретической основой педагогического процесса являются философские аспекты. Это объясняется тем, что философия – это фундамент педагогики, именно от нее она берет свои корни как самостоятельная наука.
Базовыми философскими направлениями, которые выступают основной педагогического процесса, являются - экзистенциализм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм, неотомизм, диалектический материализм, бихевиоризм и другие.
Основные философские течения, являющиеся теоретической основой педагогического процесса
Прагматизм – философское направление 19 века, основателем его является Ч. Пирс.
Ключевые положения прагматизма, положенные в основу педагогического процесса:
- обучение не должно быть оторвано от воспитания и от жизни;
- воспитание и обучение должны осуществляться через практическую деятельность;
- основная опора в процессе обучения и воспитания должна быть на внутреннюю активность детей.
Главный упор в прагматизме делается на индивидуальный опыт ребенка. По мнению прагматистов, знания, полученные во время практической деятельности, являются наиболее крепкими и способствуют формированию у ребенка жизненного опыта.
Суть прагматической концепции воспитания – формирование и развитие личности, обладающей навыками самовоспитания и самоутверждения.
Материализм – философское направление, появившееся в 40-х года, яркими его представителями являются К. Маркс и Ф. Энгельс.
Основные положения материализма:
- материя является первичной, а сознание вторичным;
- сознание человека рождается в результате развития материи (то есть мозга человека) и является его основным продуктом;
- представления об окружающем мире причинно-обусловлены, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы между собой;
- окружающие предметы и явления находятся в постоянном динамическом движении, обусловленном их развитием.
Большое значение для педагогического процесса имеют основные законы диалектики философии материализма:
- в процессе развития осуществляется постепенный переход количественных представлений в качественные;
- борьба и единство противоположностей;
- отрицание отрицания.
Педагогика материализма основана на том, что развитие осуществляется под воздействием внешних обстоятельств и внутренней природы человека. Личность формируется и проявляется через различные виды деятельности.
Социоцентризм – подразумевает, что человек является продуктом социума, а его основное предназначение – это служение обществу.
Для социоцентрического педагогического процесса характерны:
- четкая образовательная цель;
- детально разработанная диагностика, имеющая определенные критерии;
- логика построения педагогического процесса;
- этапность усвоения знаний и умений;
- наличие авторских технологий (опережающего обучения, крупноблочного обучения и т.д.);
- четка концепция по формированию личности учащихся.
В соответствии с социоцентризмом, основной функцией педагогического процесса является подготовка подрастающего поколения к полноценной и продуктивной жизни в рамках современного общества.
Характерными особенностями для данной модели педагогического процесса является авторитарное взаимодействие между педагогом и учащимися, нивелирование личности учеников, являющихся основным объектом педагогического воздействия.
Антропоцентризм – философское направление, в основе которого заложены принципы индивидуальности и свобод развития каждого человека, опора на развитие творческих задатков.
В соответствии с антропоцентрическими взглядами, педагогический процесс направлен на формирование у учащихся (воспитанников) навыков самоактуализации, саморазвития, самовыражения и самоутверждения. Педагог является партнером, учащиеся принимают равное активное участие в педагогическом процессе. То есть взаимодействие между учениками и учителем основано на сотрудничестве друг с другом.
Ведущими методами в антропоцентрическом педагогическом процессе являются игра, диалог на равных и свободное творчество.
Гуманизм – философская теория, которая направлена на признание личности человека как основной ценности, ее право на счастье, свободу, развитие и проявление своих способностей.
В соответствии с гуманистическими идеями, благо каждого отдельного учащегося составляет успешность всего педагогического процесса. Основой гуманизма выступают принципы справедливости и равенства.
С гуманизмом связаны такие направления образования как природосообразность, неопозитивизм, педоцентризм и т.д.
Идеи гуманистической педагогики являются основной для всех религиозных образовательных систем.