Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Материализм, прагматизм, антропоцентризм, социоцентризм и гуманизм как теоретическая основа педагогического процесса

Краткая характеристика педагогического процесса

Определение 1

Педагогический процесс — это специально организованный и управляемый педагогом процесс, направленный на передачу учащимся знаний, умений, навыков и социального опыта, необходимого для полноценного существования в рамках современного общества.

Педагогический процесс в педагогике рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия педагога и детей (учащихся, воспитанников). По своей структуре он является упорядоченной системой, состоящей из методов, средств, приемов и форм педагогической деятельности. При рассмотрении понятие «педагогический процесс», следует отметить, что «процесс» подразумевает растянутость во времени, а «педагогический» о направленности на преобразование личности человека.

Педагогический процесс имеет точно поставленную цель, содержание (наполнение) в соответствии с данной целью и конечный ожидаемый результат. Субъекты педагогического процесса – педагог и учащиеся, находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Эффективность процесса обеспечивается только в том случае, если обе стороны принимают в нем активное участие.

Основные характеристики педагогического процесса заключаются в том, что он обладает общностью, единством и целостностью.

Теоретической основой педагогического процесса являются философские аспекты. Это объясняется тем, что философия – это фундамент педагогики, именно от нее она берет свои корни как самостоятельная наука.

Замечание 1

Базовыми философскими направлениями, которые выступают основной педагогического процесса, являются - экзистенциализм, неопозитивизм, прагматизм, неопрагматизм, неотомизм, диалектический материализм, бихевиоризм и другие.

«Материализм, прагматизм, антропоцентризм, социоцентризм и гуманизм как теоретическая основа педагогического процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основные философские течения, являющиеся теоретической основой педагогического процесса

Прагматизм – философское направление 19 века, основателем его является Ч. Пирс.

Ключевые положения прагматизма, положенные в основу педагогического процесса:

  • обучение не должно быть оторвано от воспитания и от жизни;
  • воспитание и обучение должны осуществляться через практическую деятельность;
  • основная опора в процессе обучения и воспитания должна быть на внутреннюю активность детей.

Главный упор в прагматизме делается на индивидуальный опыт ребенка. По мнению прагматистов, знания, полученные во время практической деятельности, являются наиболее крепкими и способствуют формированию у ребенка жизненного опыта.

Замечание 2

Суть прагматической концепции воспитания – формирование и развитие личности, обладающей навыками самовоспитания и самоутверждения.

Материализм – философское направление, появившееся в 40-х года, яркими его представителями являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Основные положения материализма:

  • материя является первичной, а сознание вторичным;
  • сознание человека рождается в результате развития материи (то есть мозга человека) и является его основным продуктом;
  • представления об окружающем мире причинно-обусловлены, так как они взаимосвязаны и взаимозависимы между собой;
  • окружающие предметы и явления находятся в постоянном динамическом движении, обусловленном их развитием.

Большое значение для педагогического процесса имеют основные законы диалектики философии материализма:

  • в процессе развития осуществляется постепенный переход количественных представлений в качественные;
  • борьба и единство противоположностей;
  • отрицание отрицания.
Замечание 3

Педагогика материализма основана на том, что развитие осуществляется под воздействием внешних обстоятельств и внутренней природы человека. Личность формируется и проявляется через различные виды деятельности.

Социоцентризм – подразумевает, что человек является продуктом социума, а его основное предназначение – это служение обществу.

Для социоцентрического педагогического процесса характерны:

  • четкая образовательная цель;
  • детально разработанная диагностика, имеющая определенные критерии;
  • логика построения педагогического процесса;
  • этапность усвоения знаний и умений;
  • наличие авторских технологий (опережающего обучения, крупноблочного обучения и т.д.);
  • четка концепция по формированию личности учащихся.

В соответствии с социоцентризмом, основной функцией педагогического процесса является подготовка подрастающего поколения к полноценной и продуктивной жизни в рамках современного общества.

Замечание 4

Характерными особенностями для данной модели педагогического процесса является авторитарное взаимодействие между педагогом и учащимися, нивелирование личности учеников, являющихся основным объектом педагогического воздействия.

Антропоцентризм – философское направление, в основе которого заложены принципы индивидуальности и свобод развития каждого человека, опора на развитие творческих задатков.

В соответствии с антропоцентрическими взглядами, педагогический процесс направлен на формирование у учащихся (воспитанников) навыков самоактуализации, саморазвития, самовыражения и самоутверждения. Педагог является партнером, учащиеся принимают равное активное участие в педагогическом процессе. То есть взаимодействие между учениками и учителем основано на сотрудничестве друг с другом.

Замечание 5

Ведущими методами в антропоцентрическом педагогическом процессе являются игра, диалог на равных и свободное творчество.

Гуманизм – философская теория, которая направлена на признание личности человека как основной ценности, ее право на счастье, свободу, развитие и проявление своих способностей.

В соответствии с гуманистическими идеями, благо каждого отдельного учащегося составляет успешность всего педагогического процесса. Основой гуманизма выступают принципы справедливости и равенства.

С гуманизмом связаны такие направления образования как природосообразность, неопозитивизм, педоцентризм и т.д.

Идеи гуманистической педагогики являются основной для всех религиозных образовательных систем.

Дата последнего обновления статьи: 20.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot