Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Математические методы обработки результатов педагогического эксперимента

Педагогическое исследование завершается получением определенного результата, который требует проведения обработки для оценки значимости исследования, достижения его целевого назначения. Такая обработка требует использования математических методов.

Математическая статистика

Определение 1

Математическая статистика - это раздел математической науки, занимающийся разработкой методов сбора информации, ее обработки для получение определенных выводов, выявления закономерностей различных процессов, объектов и явлений.

Обработка результатов эксперимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Обработка результатов эксперимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Использование математической статистики для обработки итогов педагогических исследований обусловлено следующими параметрами:

  1. Приведение итогов исследования в количественную форму и проведение расчетов.
  2. Приведение итогов исследования в систему.
  3. Выявление закономерностей функционирования различных педагогических процессов, объектов и явлений.
  4. Установление качественных зависимостей между педагогическими объектами и процессами.
  5. Выявление достоверности отличительных черт между итогами реализации образовательной деятельности с использованием разных технологий и методов.
  6. Установление связей и зависимостей между различными педагогическими объектами, процессами и явлениями.

Математическая статистика занимается изучением случайных величин, которые получаются в ходе исследовательской деятельности т.е. являются итогами организации наблюдений. Она позволяет:

  1. Делать прогнозы о развитии определенного объекта или динамике процесса;
  2. Оценивать достоверность выводов по конкретному объекту или процессу: о его состоянии, закономерностях развития, сущностных характеристиках;
  3. Представлять достоверные данные об исследуемых объектах и процессах.
«Математические методы обработки результатов педагогического эксперимента» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, математическая статистика помогает собрать статистический материал по итогам педагогического исследования, привести его в упорядоченный и систематизированный вид.

Математическая статистика включает в себя совокупность методов и средств обработки данных, критерии оценки статистической значимости конкретного итога исследования. Это означает, что итоги педагогического исследования можно оценить по определенным показателям и отразить их педагогическую значимость.

Рассмотрим применение разных методов математической статистики в обработке итогов педагогического исследования.

Метод шкалирования

Данный метод основан на создании ряда цифровых показателей, на основании которого педагогические объекты или явления выстраиваются в определенной последовательности.

Шкалирование означает измерение. По сути, данный метод основан на измерении итогов педагогического исследования и его оценке в текущей педагогической действительности.

Шкалирование проводится посредством задавания вопросов или предоставления для заполнения анкет лицам, принимающим участие в опросе педагогической или социологической направленности. Как правило, опросы созданы для выявления социальных потребностей общества, их требований к образовательной среде, а также их оценивании текущего состояния образовательной системы, предоставления образовательных услуг конкретным учебным заведением и т.д.

Шкалирование предполагает использование бальной системы оценки. Каждому ответу на вопрос присваивается балл. Затем проводится подсчет общего количества баллов. Определенное количество баллов характеризует педагогический объект или процесс в положительном, отрицательном или нейтральном аспекте.

Метод ранжирования

Он основывается на последовательном расположении полученных итоговых показателей и их обозначении в ряду. Данные показатели сравниваются с нормативным/ми значениями и выявляются отклонения от норм.

Ранжирование предполагает распределение итоговых показателей по возрастанию. Последовательность показателей является вариационным рядом. Данный ряд отражает частоту изменения конкретного педагогического объекта или процесса, динамику его развития за конкретный временной период.

Ранжирование позволяет построить графики и диаграммы изменения различных педагогических процессов или объектов для наглядного представления итогов исследования.

Данный метод используются для обработки масштабных педагогических исследований т.е. тех исследований, итоги которых имеют большие объемы информации.

Метод регистрации

Он ориентирован на качественную оценку итогов педагогического исследования. Данный метод отражает качество конкретного объекта или процесса и подсчет количества объектов и процессов с данным качеством.

Респонденты педагогического исследования делятся на две группы:

  • Конструктивные респонденты.
  • Деструктивные респонденты.

Конструктивные респонденты принимают активное участие в исследовании и способствуют его доведению до конца. Они не требуют использования особых методов коммуникативного взаимодействия, поскольку, сами проявляют интерес к исследованию.

Что касается деструктивных респондентов, то они занимают пассивную позицию в исследовании, проявляют нежелание принимать участие в нем. Для их привлечения к исследованию применяются специальные педагогические приемы, методы коммуникативные взаимодействия, мотивационные средства.

По завершении исследования, определяется позиция респондентов по отношению к конкретному педагогическому объекту или процессу. Затем подсчитывается количеством респондентов с данной позицией.

Метод моделирования

Он основан на создании реальных условий исследования и подведения его итогов. Данный метод используется в обработке итогов педагогического исследования в том случае, когда сложно провести количественные подсчеты показателей и оценить их качество. Для этого требуется создание образца приближенного к практике и, позволяющего придать итоговым параметрам исследования количественный и качественный вид.

Моделирование позволяет дать объективную оценку итогам педагогического исследования. Это реализуется посредством создания вероятностной модели итоговых показателей. Далее происходит определение вероятности достоверности итоговых данных, посредством применения разнообразных приемов. Например, может быть использован прием статистической гипотезы т.е. выдвигается предположение о вероятности развития того или иного педагогического объекта, процесса или явления. Таким образом удается оценить вероятность развития того или иного педагогического объекта, процесса или явления с использованием конкретных методов и средств.

Дата последнего обновления статьи: 29.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot