Понятие и специфика методов активного обучения
Методы активного обучения (МАО) - это специальные действия и приемы, используемые в учебно-воспитательном процессе, ориентированные на мотивацию учащихся к самостоятельной работе, поиску путей решения учебных задач своими силами и развитие навыков применения своих знаний и способностей для оптимального достижения, поставленных целей и задач обучения и воспитания.
Методы активного обучения реализуются посредством специальных форм активного обучения. Они организуют активное взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процессе на базе обмена мнениями и взглядами между учащимися и педагогами, отработку верного восприятия содержания учебной дисциплины, отдельной ее темы или учебного курса в целом. От определенной формы зависит качество, применяемых методов, а сами методы заполняют формы организации определенным содержанием.
Методы активного обучения характеризуются их направленностью на развитие познавательной заинтересованности и проявление активности учащихся. Основными видами активности учащихся в учебно-воспитательном процессе являются:
- Мышление.
- Речь
- Действие.
- Эмоциональное восприятие.
На практике, в ходе учебно-воспитательного процессе осуществляется реализация либо одного вида активности, либо сочетание нескольких. В этой связи, применение находят МАО, которые активизируют реализацию одновременно несколько видов активности и способствуют их качественному проявлению.
Специфическими чертами методов активного обучения являются:
- Мыслительные процессы активизируются принудительным образом, без учета желания и потребности учащегося;
- Учащиеся привлекаются к познавательной деятельности и учебному процессу достаточно долго, поскольку, развитие долгосрочной и устойчивой активности требует значительных временных затрат.
Свойства методов активного обучения
МАО характеризуются следующими основными параметрами:
- Наличие проблемной ситуации. В ходе освоения какого-то нового учебного курса, темы предполагается постановка проблемного момента, который предлагается к самостоятельному разрешению учащимся. Он должен разобраться в проблемном моменте, понять, что для ее разрешения ему потребуются знания и навыки, которыми он не наделен, и, которые требуется отыскать самостоятельным образом, активизируя для этого мышление, логику, опираясь на опыт педагога и товарищей. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы ее разрешение было неоднозначным не только для учащегося, но и для самого педагога.
- Соответствие учебно-познавательной работы характеру ее дальнейшего применения в профессиональной и иных направлениях деятельности. таким образом складывается эмоциональное восприятие познавательной деятельности, профессиональной специализации.
- Опора на принцип взаимообучения. Это означает, что учебно-воспитательный процесс должен сочетать индивидуальную направленность, личностно-ориентированный подход с коллективными формами деятельности. коллективные формы обучения оказывают положительный эффект и влияют на развитие всех сторон личности. Индивидуальные формы не всегда эффективны для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
- Приоритет принципа индивидуализации. Предполагается, что особенности личностного развития, ее способности, возможности и навыки должны быть фундаментом построения образовательного процесса. Учащиеся должны развивать навыки самостоятельной деятельности, самореализации, самообучения и самоконтроля.
- Методы ориентируются на проведение исследовательской деятельности, мониторинга проблем и явлений. Это реализует способности, которые потребуются в процессе осуществления самообучения, развития навыков анализа и оценки своей деятельности, применения творческого подхода для практического применения теоретических знаний.
- Развитие навыков самостоятельного взаимодействия с информационными данными, учебными программами. Активизация обучения предполагает отход от простой передачи больших объемов информации учащимся и ее заучивании и ориентацию на оказание педагогом помощи в овладении учебным материалом самостоятельно и выборочно. Педагог производит руководство и контроль самостоятельной работы учащихся. Он не заставляет их заучивать то, что важно и значимо, по его мнению, а предлагает им выбор, определение приоритетных моментов и положений для конкретного учащегося и их усвоение.
- Развитие активности любого характера, в том числе и познавательной, происходит опираясь на определенную мотивационную систему. Она включает в себя профессиональную ориентацию и заинтересованность, творческую направленность учебно-воспитательного процесса, игровая форма обучения, соревновательные методы педагогического воздействия, активное влияние на эмоциональную сферу личности. Эмоции приводят в действие механизмы реализации тех или иных направлений деятельности.
Разновидности методов активного обучения
Наиболее распространенными МАО являются следующие:
- Проблемное обучение. Оно отражает ведущее свойство методов активного обучения – наличие проблемной ситуации в организации его процесса. Такая методика позволяет находить пути решения, поставленной проблемной задачи, исследовать новые стороны процессов, объектов и явлений. Это развивает навыки самостоятельной работы и активизирует познавательную деятельность отдельной личности.
- Имитационные игровые методы. Они основываются на организации учебно-воспитательного процесса и познавательной деятельности в игровой форме. Могут проходить в форме деловых, ролевых, управленческих игр, разыгрывания ролей, игрового проектирования.
- Имитационные неигровые методы. Эти методы применяются в том случае, когда необходимо провести анализ и оценку той или иной ситуации, решить производственную задачу, разобрать какое-то событие или явление, выполнить работу строго по инструкции.
- Неимитационные методы. Они включают в себя стажировку на рабочем месте, чтение проблемных лекций, программное обучение, итоговые работы, характеризующие результаты освоения учебного материала.
- Метод модульного обучения. Основывается на познании информации по отдельным модулям или частям т.е. объект исследования рассматривается, как совокупность составных элементов, каждый из которых несет свою функциональную роль и имеет специфические свойства.
Активные методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Активные методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ