Краткая биография М.И. Драгомирова и его вклад в педагогику
Михаил Иванович Драгомиров – это один из крупнейших военных теоретиков Российской империи второй половины 19 века, генерал, ведущий педагог и заведующий Академией Генштаба.
М.И. Драгомиров родился в 8 ноября 1830 года, на хуторе, недалеко от г. Конотоп, позже в этом же городе окончил народное училище. В Дворянском полку получил военное образование, после поступил в академию Генерального штаба, которую окончил в 1856 году в звании полковника и с золотой медалью.
В 1878 году М.И. Драгомиров возглавил Академию Генштаба. В 1879 году издается учебник «Учебник тактики», автором которой являлся Драгомиров. Данный учебник на долгие годы стал настольной книгой нескольких военных начальников России.
Большой вклад М.И. Драгомиров внес в педагогический процесс по подготовке будущих офицеров. По его мнению, в основе формирования воинского духа является правильно организованная и систематически проводимая воспитательная работа. Опора на данное положение позволяло воспитать действительно сильных духом воинов. В связи с чем, сложно переоценить вклад М.И. Драгомирова в развитие военно-педагогической школы русской армии.
По мнению М.И. Драгомирова именно воспитание должно быть поставлено на первое место при подготовке будущего солдата. Данное мнение имеет актуальность и в настоящее время.
Значимость вклада М.И. Драгомирова в военную педагогику и его актуальность в настоящее время обусловлено следующим:
- В настоящее время происходят коренные изменения в общественной жизни, отмечается дезориентация подрастающего поколения, девальвация духовных ценностей. В связи с данными изменениями в процессе подготовки будущего солдата, необходимо создать все условия для его воспитания, а именно воспитания его личности, формирования нравственных и духовных основ. Кроме того, важно воспитать у защитников Родины такие личностные качества как патриотизм, верность Отечеству и воинскому долгу, гордость за свою страну.
- Значительно изменился и подход к воспитанию солдат. В настоящее время они уже не представляют собой единую усредненную массу. Воспитательный процесс в армии ориентирован на то, чтобы в каждом солдате видеть, уважать и воспитывать личность.
- Кардинальные изменения произошли не только в воспитательной работе вооруженных сил, но и в изменении инфраструктуры государства и общества. В историю ушли такие органы как партийные, общественные и комсомольские организации, разнообразные движения и активы. Это не могло не отразится на работе руководителей и воспитателей, они, по сути, потеряли опору в своей деятельности.
Воспитание как основа педагогической деятельности
В своих трудах, М.И. Драгомиров, рассматривал процесс воспитания, как основу педагогической деятельности. При этом в понимание воспитания он вкладывал свой особенный смысл.
Воспитание – это систематическая, целеустремленная и совместная работа воспитателей и воспитанников, направленная на всестороннее формирование и развитие личности военнослужащего, побуждение его к процессу самосовершенствования и самовоспитания (М.И. Драгомиров).
Основными целями педагогической деятельности, по мнению М.И. Драгомирова являются:
- Формирование личности военнослужащего как гражданина демократического, правового и федеративного государства.
- Формирование стойкого осознания того, что каждый военнослужащий обязан выполнять обязанности по защите своей Родины.
- Воспитание не просто солдата, а специалиста и профессионала в деле по защите Родины.
Достижение данных целей осуществляется по следующим направлениям, организуемым в рамках педагогической деятельности:
- Государственно-патриотическое – предусматривает формирование и развитие у солдат таких личностных качеств как патриотизм и любовь к Родине. Данные качества очень важны, так как с их помощью и на их основе солдат способен выполнять возложенный на него долг по защите Родины.
- Воинское воспитание – целенаправленное и систематическое влияние на физическое и духовное развитие каждого военнослужащего, направленное на подготовку его как вооруженного защитника Родины.
- Нравственное воспитание – формирование у военнослужащих нравственных и эстетических качеств, воспитание общей культуры.
- Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на психику и сознание солдат, с целью формирования у них стойких правовых представлений, взглядов, чувств и убеждения, а также формирование навыков адекватного использования имеющихся правовых знаний на практике и в повседневной жизни.
- Эстетическое воспитание – предполагает всестороннее развития духовного мира и эмоционально-чувственной сферы военнослужащих (умение видеть прекрасное в окружающем и т.п.).
- Физическое воспитание – направлено на сохранение и укрепление здоровья солдат, посредством закаливания, ежедневных занятий физической культурой и т.д. Кроме того, данного направление включает в себя формирование у военнослужащих психологических и боевых качеств личности.
- Экологическое воспитание – направлено на формирование у солдат экологического мышления, необходимых юридических, экономических, эстетических и нравственных взглядов на окружающую природу и место в ней человека. Это необходимо для того, чтобы у военнослужащих сфомировалось комплексное представление о цели охраны и безопасности окружающей среды.
Естественно, ряд положений педагогической концепции М. И. Драгомирова устарел, но ее основополагающие идеи и в настоящее время остаются настолько актуальными, что вызывают огромный интерес как у военных теоретиков, так и у практиков. Объясняется это тем, что в них заключены педагогические истины, которые помогают найти ответ на многие вопросы, возникающие сегодня в деятельности командиров по воинскому воспитанию подчиненных. В этой связи изучение идей М. И. Драгомирова является в современных условиях важным для военной педагогики в научном и прикладном отношениях.