Основы личностно-ориентированного подхода
Личностно-ориентированный подход – это тип обучения, который на первое место ставит самобытность ребенка, его самоценность и субъективную сторону процесса учения.
Основы личностного подхода в психологии заложили работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, которые рассматривали личность в качестве субъекта, который самостоятельно формируется в деятельности и общении с другими людьми.
Основанием личностно-ориентированного подхода к решению образовательных проблем впервые стала теория К.Д. Ушинского. Именно он выдвинул мнение о том, что для воспитания человека во всех смыслах этого слова, необходимо узнать его с разных сторон. Ушинский видел путь реализации данного требования в обеспечении единства педагогической теории и практики.
Основанием личностно-ориентированного подхода в современной педагогической науке выступает гуманистическая педагогика, индивидуальный и дифференцированный подходы к решению педагогических задач. Основные положения данных подходов представляют ядро концепции личностно-ориентированного образования:
- в центре образовательного процесса стоит личность ученика;
- образование должно принимать во внимание ряд возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- процесс обучения и воспитания должны дифференцироваться, то есть должны обладать разными уровнями трудности и других положений.
Необходимость и значимость разработки личностно-ориентированного подхода к решению педагогических проблем определяют следующие факторы:
- инновационные процессы разных направлений требуют полного учета потребностей, интересов и способностей личности учеников. Выполнить данные требования в рамках гуманистического, индивидуального или дифференцированного подходов;
- современная наука и культура требуют кардинально сменить содержание образования, то есть необходимо изменить учебный план, программы, учебники и технологии преподавания. Однако каждое изменение содержания образования должно помогать развивать личность учащегося;
- в современном образовании важная роль отведена самообразованию, познавательной активности самой личности;
- в последние годы значительное внимание уделяют одаренным детям. Эффективная работа в данном направлении возможна только в условиях ориентирования на их способности и уровень развития.
Личностным подходом личность признается в качестве продукта общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускается сведение личности к натуре. Личность выступает в качестве цели, субъекта, результата и главного критерия эффективности педагогической деятельности. Основная задача педагога – создать условия для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
Личностно-ориентированное обучение
В соответствии со взглядами на модернизацию школьного образования, должны быть решены следующие задачи:
- совмещать акцент в методике и технологии образовательной деятельности в направлении формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности учащихся и формировать у них практические навыки самообразования;
- увеличивать время на самостоятельную работу, то есть возможность проектировать, исследовать и экспериментировать;
- усиливать дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса;
- готовить выпускников к решению жизненно важных вопросов.
Одно из условий решения названных задач – вариативность и личностная направленность общего образования.
Теоретические предпосылки личностно-ориентированного образования создала русская классическая педагогика, которая стремились привести идеалы и ценности национальной культуры в образование. Высшими ценностями образования провозглашена целостность личности, ее внутренний мир, свободу, индивидуальность, творчество. Данную точку зрения поддержали Белинский В.Г., Пирогов Н.И., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д.
В современной педагогике в России разработано огромное количество теорий и концепций, которые определены авторами как личностно-ориентированные:
- культурологическая концепция личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской, в которой, как считает автор, основным методом проектирования личностно-ориентированного образования выступает культурологический подход;
- психолого-дидактическая концепция личностно-ориентированного обучения, разработанная Якиманской И.С., в которой основное внимание уделено технологии личностно-ориентированного обучения, главная цель которого – развивать индивидуальность учащегося;
- аксиологическая концепция личностностного воспитания Котовой И.Б., Петровского А.В., Шиянова Е.Н., основа которой – акчиологический, то есть ценностный подход, который заключается в определении гуманистической направленности образования в качестве социально-целостного комплекса взглядов, убеждений, идеалов, в которых человек выступает в качестве главной ценности;
- дидактическая модель личностно-ориентированного образования авторства Серикова В.В., в которой основное внимание уделялось педагогически технологиям создания личностно-ориентированных ситуаций, основанных на реализации трех основных ее характеристик, к которым относят жизненную контекстность, диалогичность и игровое взаимодействие ее участников;
- проективная модель личностно-ориентированного обучения, разработанная Алексеевым Н.И., в которой сущность обучения связана не только с уникальностью или самобытностью ученика, но и с неповторимостью личности учителя с одной стороны, и с понятием «культурный акт» с другой стороны. Смысл последнего предполагает создание учениками самих себя, своей личности через самоутверждение в культуре.