Критерии и функции образовательного пространства
Образовательное пространство - это одна из основных составляющих социальной среды человека, которая оказывает огромное влияние на становление человека как личности. Наиболее важным является организационная работа образовательного процесса и содержание деятельности образовательных институтов.
Образовательное пространство используется в разных контекстах: культурном, политическом, экономическом, образовательном, информационном и т.д. Формально пространство является системой, которую создают огромное количество взаимосвязанных субъектов, с установившимися отношениями, определяющимися функциональной спецификой. Системность пространства характеризуют такие свойства, как: фрагментарность и протяженность, прерывистость и непрерывность, изменение и сохранение.
Основным критерием образовательного пространства личности является преумножение возможностей.
Главные функции образовательного пространства:
- увеличение возможностей творчества личности;
- выработка ответственности за все происходящее и за смысл собственного существования.
Образовательное пространство применяется для обозначения феноменов, которые отличаются своими масштабами и содержательными характеристиками, а также формальными признаками - от международного образовательного пространства до образовательного пространства отдельной личности.
Личность и образовательное пространство
Идея развития личности воспитанника в образовательном пространстве заключается в том, что субъект обучения рассматривается как носитель активности, субъективного индивидуального опыта, он стремится к самораскрытию, развертыванию и реализации своих внутренних способностей (коммуникативных, ценностных, творческих). Основной задачей преподавателей и воспитателей является помочь подопечному (ученику) осознавать потребность в созидании, помогать инициировать активные действия, развивать устремленность к совершенствованию, создавая соответствующие педагогические условия.
При исследовании развития личности учеников нужно сопоставлять такие понятия как «жизненное пространство личности», «образовательное пространство личности воспитанника» и «образовательное пространство училища». Последнее понятие характеризуется, как часть образовательной среды, актуализированной подопечным, является определенным результатом освоения мира, степенью знаний и присвоением им его возможностей, где основой выступает субъективный опыт.
В процессе образования личность не всегда может освоить все научное и культурное пространство современного мира. Образовательное пространство личности являет собой часть научного и культурного пространства, где происходит развитие целей, проектируются модели будущей жизни, происходит поиск и обретение смыслов, благодаря «встрече образующего и образующегося». Образовательное пространство превращается в предмет и ресурс совместной деятельности педагога и воспитанника. Педагог как «значимый Другой» в жизни ученика, принимает участие в осознании особенностей и противоречия современного мира, в овладении способов жизни в нем, управлении пространством и временем собственной жизни.
Образовательное пространство является механизмом, направляющим педагогическое управление процессом субъектного преобразования ученика. Главным принципом педагогического управления является перевод подопечных из исполнительской и созерцательной позиции в позицию активного субъекта деятельности.
Образовательное пространство, являясь составляющей наиболее широкого социального пространства, демонстрирует образовательную среду во всем многообразии ее ресурсных, системных, процессуальных, субъектно-деятельностных, а также информационно-духовных составляющих, целостность которой обеспечивают интеграционные процессы, которые проявляются на всех ее уровнях и задействуют все компоненты пространства, а также непрерывностью образовательного процесса во всех его составляющих и по всем параметрам.
А.А. Бодалев при характеристике личности и ее жизненного пространства определил три параметра субъективного пространства мира:
- объем данного пространства, который определяется следующим образом: сохраняется и актуализируется в сознании человека и окружающем его пространстве;
- уровень взаимосвязи содержательного наполнения данного пространства с настоящим, прошлым и будущим;
- зависимость содержательного богатства субъективного пространства мира.
Определяющими факторами данной характеристики, являются возраст человека, уровень его образованности, образ жизни, природно-социальное окружение, а также личностные особенности.
Стратегии взаимодействия личности с образовательным пространством
Выдвигая единую концепцию стиля человека, в качестве основных характеристик взаимодействия человека с физической и социальной средой можно выделить следующие:
- включенность - дистантность как мера автономности действия личности;
- устойчивость - переменчивость, определяющая богатство репертуара стратегий поведения личности;
- широта - узкий диапазон взаимодействия, который проявляется в артикулированности поведения;
- интенсивность - "золотая середина", характеризующая степень активности в освоении и преобразовании среды и энергетический потенциал личности.
Можно выделить две стратегии интерактивности личности с образовательным пространством: активное и пассивное.
Социальная ситуация и нормативно-ценностная неопределенность, внедрение западных моделей развития и ценностей, отсутствующие реалистичные образовательные стратегии, стихийные целеполагания результатов работы педагогов и иные социально-педагогические факторы способствовали внедрению в педагогику данной темы.
В развитии личности, ее дальнейшем благополучном профессиональном становлении ведущим фактором является общее образование. К ключевым, базовым факторам профессионального становления относятся ведущая деятельность, опосредующая отношение личности к социально-экономической среде, взаимодействие с окружающими определяет социальную ситуацию развития.