Особенности летней педагогической практики
Летняя педагогическая практика – это практика, основанная на выстраивании взаимодействия студентов педагогических специальностей с детьми разных возрастных групп в период летних каникул, т. е. вне учебной деятельности.
Данный вид практики обладает рядом специфических черт. К ним относятся:
- Ориентация учебной работы, реализуемой в ходе практики на физическое развитие и оздоровление учащихся.
- Пребывание учащихся и педагогов в новых условиях, отличных от учебного процесса. Учебно-воспитательный процесс осуществляется в летнем оздоровительном лагере. Такие лагеря, зачастую, находятся за пределами города.
- Практика требует от студентов творческого подхода к реализации педагогической деятельности т.е. вся изученная теория, освоенные методы и средства обучения и воспитания применяются в новых обстоятельствах – в условиях пребывания детей в летнем лагере.
- Освоение студентами разнообразных форм спортивной, физкультурно-оздоровительной деятельности, особенностей ее реализации и использования методов воспитательного воздействия в ее ходе.
- Предварительная подготовка студентов к практике заключается в освоении форм и методов обучения различным видам физической активности, изучении инструктажа по технике безопасности, ознакомление с оптимальной организацией режима дня в условиях лагеря и составлении плана реализации оздоровительных, спортивных, культурных и иных развивающих мероприятий на определенный период пребывания детей в лагере.
- Данная практика направлена на установление связи между студентом – будущим педагогом с учащимися и формирование компетенций будущего специалиста в области реализации воспитательной педагогической деятельности.
- Ориентация практики на погружение студента в социальную педагогическую среду и формирование навыков ориентации в ней, а также, выработку соответствующих компетенций.
Следует отметить, что данная практика позволяет студенту утвердиться в выбранной профессии. Она наиболее наглядно демонстрирует сложности взаимодействия с воспитанниками и позволяет студенту применить свои навыки его установления и реализовать свой воспитательный подход, оценить свои силы и возможности выполнения воспитательных функций.
Обучающие возможности летней оздоровительной практики
В ходе прохождения студентом летней оздоровительной практики у студента формируется ряд значимых компетенций, которые носят, как общеразвивающий характер, так и необходимы в выполнении профессиональных функций будущим педагогом.
Летняя педагогическая практика формирует у студентов следующие компетенции:
- Общеразвивающие компетенции. Они связаны с навыками работы в команде, сотрудничеством, взаимодействием в коллективе, с разными возрастными категориями, а также формированием умений применять свои знания и навыки в разных сферах жизнедеятельности, в разных условиях и при разных обстоятельствах.
- Общепрофессиональные компетенции. Они связаны с несением ответственности за жизнь и здоровье учащихся, что подразумевает реализацию воспитательного процесса посредством применения здоровьесберегающих технологий с соблюдением техники безопасности.
- Профессиональные компетенции. Они отражают навыки выполнения профессиональных функций будущим специалистом. Студент учиться применять инновационные методы и приемы воспитательной работы, творчески подходить к процессу обучения и воспитания, решать воспитательные задачи во внеурочном процессе, в разных направлениях деятельности, устанавливать продуктивное взаимодействие с учащимися, педагогами и иными участниками образовательной деятельности, организовывать деятельность детского коллектива, формировать сотрудничество и понимание в нем, составлять планы своей работы и выстраивать индивидуальные воспитательные маршруты отдельных детей, а также анализировать свою деятельность, находить ее недочеты и устранять их, прогнозировать свой путь профессионального развития и выстраивать его.
Структура и содержание летней практики в детских оздоровительных лагерях
Практика в летнем оздоровительном лагере предполагает поэтапное освоение студентом основ педагогической деятельности в условиях летнего лагеря. Она имеет следующую структуру реализации:
- Подготовительная деятельность студента. Она связана со знакомством студента с особенностями данной практики, ее целевым назначением и планированием содержания практической работы.
- Производственный этап практики. Он связан с выполнением студентом деятельности, прописанной в его индивидуальном плане работы, ведением дневника прохождения практики, проведением разнообразных лагерных мероприятий, работой с детьми по разным направлениям оздоровительной деятельности, организацией лагерной дисциплины и установлением с воспитанниками доверительного взаимодействия. Этому предшествует наблюдение студента за деятельностью педагога летнего лагеря и изучение документации лагерной работы, предыдущего опыта деятельности.
- Подведение итогов практики. Оно подразумевает оформление отчетной документации студентом и его сдачи руководителю практики с анализом и оценкой итогов своей практической деятельности. Руководитель практики проверяет дневник практики, выполнение индивидуального плана работы студентом и составленный им отчет, в котором отражены итоги прохождения практики.
- Заключительный этап. Он предполагает подведение студентом итогов своей практической работы и их представление. Итоги практики дают понимание актуальности выбранного профессионального пути, открывают слабые стороны студента, отражают его успехи и профессиональные возможности. Здесь, важно, оценить именно воспитательные навыки педагогической деятельности.
Содержание летней оздоровительной практики студента составляют: воспитательная работа с детьми, ведение документации по практики и участие во всех мероприятиях, всех направлениях деятельности летнего лагеря. Студенту необходимо проявлять активность и инициативу, предлагать свои методы воспитательной работы и пробовать их реализацию.