Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лекция как форма обучения

Особенности лекционной формы обучения

Определение 1

Лекция – это форма передачи учебной информации посредством ее последовательного изложения в устной форме.

Лекция выступает формой организации учебной деятельности. лекции активно используются в системе высшего образования. Это обусловлено тем, что лекция позволяет передать большой объем информации большому количеству учащихся. На лекциях собираются студенты, которые слушают и конспектируют речь педагога.

Лекция является способом передачи учебной информации, ориентированным на ее восприятие учащимися и активизацию их познавательных процессов.

По сути, лекция представляет собой рассказ или объяснение учебного материала. Однако, она имеет свои отличительные черты. Они состоят в следующем:

  1. Изложение учебного материала носит последовательный и непрерывный характер. Педагог вроде как повествует что-то, но он не делает остановок и обращений к учащимися по ходу данного повествования;
  2. Научная строгость изложения материала. Если сравнивать лекцию с рассказом или объяснением, то лекция характеризуется научной строгостью преподнесения информации;
  3. Применение лекции для преподавания больших объемов информации. Лекция является формой организации полноценного учебного занятия. Она занимает длительное время – 1,5 часа в высших учебных заведениях;
  4. Содержательность лекционного материала. Учебный материал, преподаваемый на лекциях обладает насыщенным научным содержанием;
  5. Использование во время лекции специальных педагогических приемов, ориентированных на повышение мыслительной активности и развитие внимания учащихся.

Поскольку, лекция является формой организации обучения, то ее можно отнести к конструкторской деятельности, связанной с построением учебного процесса и формированием направленности деятельности учащихся.

«Лекция как форма обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности лекционной формы организации занятия приводят к тому, что на нем значительно снижается познавательная активность. Лекция не дает педагогу обратной связи с учащимися т.е. он не может проверить совокупность знаний, которые были усвоены во время лекции, а также, сделать процесс обучения индивидуально направленным оказывается проблематичным.

Недостатки лекций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Недостатки лекций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Однако, на лекциях можно использовать методы проблемного обучения, излагая материал, как проблему, требующую разрешения. Тем самым учащиеся ориентируются на решение конкретной проблемы, что повышает их познавательную активность.

Разновидности лекций

Лекции бывают разных типов. Они различаются по целевому назначению и месту, занимаемому в образовательном процессе.

Существуют следующие виды лекций:

  1. Вводная лекция. Она ориентирована на начало изучения конкретного курса, новой учебной дисциплины и знакомство студентов с ее основами и целевым назначением познания. Данная лекция демонстрирует роль учебной дисциплины в профессиональном развитии студентов, ее связи с другими науками и собственном научном значении. На данной лекции осуществляется мотивации студентов к познавательной деятельности и формируется их заинтересованность данной дисциплиной и курсом изучения.
  2. Установочная лекция. Она используется в системе заочного обучения и в вечерней школе. Такая лекция имеет ту же ориентацию, что и вводная т.е. знакомство с учебной дисциплиной, ее содержанием и значением. При этом, в ней исследуется программа обучения студентов по данному курсу и основы их самостоятельного познания. Студенты изучают основы самостоятельной работы, способы познания данной дисциплины, изучают особенности контрольной работы и выполнения проверочных заданий.
  3. Текущая лекция. Она ориентирована на изложение учебного материала по изучаемой дисциплине в данный временной период. На текущих лекциях излагаются отдельные темы изучаемого курса. Каждая такая лекция носит завершенный характер. При этом, она не является обособленной, а связана с предыдущими и последующими лекциями.
  4. Обзорная лекция. Она ориентирована на обобщение изученного материала. Соответственно, такие лекции используются на завершающих этапах обучения и подводят итоги познавательной деятельности. На обзорных лекциях дается краткая, пояснительная информация. Такие лекции могут служить способом проведения консультационных занятий перед государственными экзаменами.
  5. Заключительная лекция. Она связана с передачей информации, завершающей изучение конкретного курса. На данной лекции происходит рассмотрение перспектив развития конкретной научной отрасли, выявляются ее проблемы и место в системе наук и текущем социально-экономическом пространстве.
  6. Информационная лекция. Она ориентирована на объяснение учебного материала. Здесь не рассматриваются вопросы учащихся, а просто дается новый материал.
  7. Проблемная лекция. Она ориентирована на вовлечение в познавательный процесс студентов и активизацию их заинтересованности в изучении конкретной темы. Педагог формирует проблемную ситуацию и привлекает студентов к поиску ее разрешения. Материал излагается таким образом, чтобы постепенно прийти к решению проблемы.

Структура лекции

Как форма обучения, лекция представляет собой поэтапный процесс реализации. Любая лекция проводится в три этапа:

  • Вводная часть. Она связано со вступлением к передаче нового учебного материала. Педагог обозначает тему, цель лекции, ее связь с другим материалом, отражает практическую и теоретическую часть лекции.
  • Основная часть. Она связана с раскрытием содержания темы. Педагог произносит основные идеи по данной теме, демонстрирует какие-то объекты, процессы или явления, проводит анализ их развития во времени и пространстве и постепенно происходит раскрытие сущности исследуемого и достижение целевого назначения лекции.
  • Заключительная часть. Она связана с подведением итогов, обобщением изученного и предоставлением рекомендаций к самостоятельному познанию.

Таким образом, лекция имеет сходства с другими формами обучения, но и обладает своей спецификой, обуславливающей ее активное использование в системе профессионального образования.

Дата последнего обновления статьи: 15.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot