Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Критерии эффективности воспитательной работы

Сущность воспитательной работы

Определение 1

Воспитательная работа – это организованная и целенаправленная деятельность взрослых и детей, осуществляемая педагогическим коллективом образовательной организации, либо отдельным педагогом (учителем, воспитателем и т.д.), с целью максимально полного саморазвития и самореализации детей.

Основная цель воспитательной работы – осуществление оптимизации функционирования системы воспитания и развития детей.

Достижение цели воспитательной работы достигается посредством:

  1. Предварительное моделирование системы образования, в соответствии с возрастными особенностями детей, их психическим и физическим развитием.
  2. Организация интересной и познавательной творческой деятельности детей и взрослых.
  3. Ориентирование в воспитательной работе не общечеловеческие ценности, гуманизацию педагогического процесса и корректировку взаимоотношений взрослого и педагога в нужное направление.
  4. Рациональное и логически обоснованное использование имеющегося воспитательного потенциала в окружающей природной и социальной средах, направленность на адекватность и соразмерность процессов воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей.

Четвертый компонент является комплексным и включает в себя ряд элементов:

  • показатели и критерии эффективности организованной воспитательной работы;
  • методы, средства, приемы и формы изучения, анализа и последующей оценки результативности воспитательной работы.

Необходимость оценки эффективности воспитательной работы

Необходимость осуществления оценки эффективности воспитательной работы заключается в том, что своевременно выявление ошибок и нарушений, способствует их скорейшему устранению и корректировке воспитательной работы. Что позволяет значительно повысить его результативности.

Одним из наиболее важных критериев оценки эффективности воспитательной работы является диагностико-результативный критерий.

Определение 2

Диагностико-результативный критерий эффективности воспитательной работы – это критерий, который направлен на установление достоверности информации по каждому из воспитанников, осуществление анализа личностного развития ребенка, условий формирования детского коллектива, целесообразности используемых педагогических методов и средств, результативности реализованной воспитательной работы.

«Критерии эффективности воспитательной работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, диагностико-результативный критерий является комплексом, состоящим из нескольких компонентов. Педагог, разрабатывая даигностико-аналитический инструментарий для оценки эффективности воспитательной работы, самостоятельно определяет те компоненты, которые будут включены в критерий. Выбор компонентов обусловлен целями и задачами, стоящими перед воспитательной работой, особенностями контингента воспитанников и т.д.

Основным мерилом эффективности воспитательной работы являются те критерии и соответствующие им показатели, которые были подобраны для этого воспитателем. Например, так как основным ориентиром воспитательной работы является успешность развития ребенка, соответственно основными критериями эффективности воспитательной работы будут являться воспитанность детей, сформированность основных потенциалов личности, интеллектуальная и нравственная развитость.

Замечание 1

Исходя из тех критериев, которые были определены педагогом, перед ним встает потребность в подборе соответствующих диагностических методик, которые будут способствовать получению достоверной информации.

Основные критерии оценки эффективности воспитательной работы

Критерии эффективности воспитательной системы принято делить на две основные группы:

  1. Критерии факта – направлены на определение наличия организованной и целенаправленной воспитательной работы в конкретном образовательном учреждении.
  2. Критерии качества – направлены на определение уровня сформированности и эффективности проводимой воспитательной работы.

Критерии факта включают в себя следующие показатели:

  • соответствие содержания, объема и характера реализуемой воспитательной работы и возможностей образовательного учреждения;
  • наличие единого коллектива в образовательном учреждении;
  • осуществление интеграции педагогических усилий и воспитательного воздействия.

Критерии качества включают в себя такие показатели как:

  • уровень приближенности воспитательной системы к поставленным, образовательным учреждением, воспитательным целям;
  • степень реализации педагогических идей, принципов и концепций, которые лежат в основе воспитательной работы;
  • психологический климат образовательного учреждения, стиль взаимоотношений между субъектами образования, уровень внутреннего комфорта;
  • уровень воспитанности учащихся (студентов, воспитанников и т.д.).

Основными критериями, определяющими эффективность воспитательной работы образовательного учреждения, в соответствии с образовательными стандартами, сводится к следующему перечню:

  1. Уровень самочувствия ребенка в образовательном учреждении (критерий отношений).
  2. Уровень воспитанности учащихся/воспитанников (критерий факта).
  3. Постоянство педагогического коллектива, наличие творческого сотрудничества между поколениями педагогов (критерий коллектива).
  4. Эмоциональная насыщенность и содержание воспитательно-образовательной деятельности (критерий содержания).
  5. Уровень подготовленности учащихся/воспитанников к самостоятельной жизни (критерий времени).
  6. Критерий «открытости образовательного учреждения».
  7. Критерий системности и целенаправленности реализуемой воспитательной работы.

Данные критерии являются условными, каждый из них может быть конкретизирован, в зависимости от целей образовательного учреждения и имеющихся у него условий.

Еще одним немаловажным критерием эффективности воспитательной работы является группа качественных критериев.

К качественным критериям оценки эффективности воспитательной работы относятся:

  1. Образ образовательного учреждения в сознании педагогов, учащихся (воспитанников), родителей.
  2. Образ выпускника образовательного учреждения, как идеального результата организованной воспитательной работы.
  3. Психологический климат в образовательном учреждении. Психологическое самочувствие детей и педагогов.
  4. Отношение со стороны педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения к внутренним конфликтным ситуациям.
  5. Характер взаимоотношений между субъектами воспитательной системы.
  6. Событийный характер воспитательной деятельности.
  7. Проверка временем – прочность связи между поколениями «педагог - дети», «опытный педагог - начинающий педагог», «ребенок – дети».
  8. Авторитет образовательного учреждения, который проявляется в отношении к нему со стороны органов управления образованием, родителей и детей.

В соответствии со всеми указанными критериями, в воспитательной работе используются традиционные и нетрадиционные методы изучения воспитательной системы. Данные методы позволяют исследователям получить максимально достоверную информацию об уровне развитии личности детей, сформированности детского и педагогического коллектива, уровня взаимоотношений между участниками воспитательной работы.

Основными критериями качества и эффективности реализуемой в образовательной организации воспитательной работы выступают параметры жизнедеятельности образовательного учреждения. Такими параметрами являются уровень воспитанности и обучаемости детей, их отношение к обучению и воспитанию, к образовательному учреждению, педагогам и т.д. В качестве параметров также выступают такие личностные качества как осознание необходимости выбора будущей профессии, умение адаптироваться к новым условиям, уровень коммуникативности и т.д.

В зависимости от уровня развитости личностных качеств детей можно судить об эффективности организуемой педагогическим коллективом воспитательной работы. Высокий уровень развитости личностных качеств детей говорит об эффективности воспитательной системы образовательного учреждения.

Замечание 2

Таким образом, связь всех параметров учебно-воспитательного процесса с показателями воспитанности детей есть первое основное требование к результатам воспитательной работы.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot