Воздействие отклонений в звукопроизношении при псевдобульбарной дизартрии на речевое развитие
Дизартрия – это нарушение звуковой стороны речи, связанное со сбоем в функционировании ЦНС.
Дизартрия бывает разных видов и типов. Наиболее часто у детей развивается псевдобульбарная дизартрия. Она возникает из-за различных патологий, которые были перенесены ребенком во внутриутробном периоде развития, а также раннем возрасте.
Название данного речевого отклонения появилось в следствие поражения путей, связывающих кору головного мозга и языкоглоточного нерва. Оно проявляется как нарушение мимической артикуляции, которое близко к бульбарному нарушению функционирования мускулатуры. Это приводит к дефектам в моторных функциях организма, которые вызывают нарушения речи, в частности, ее звуковой стороны.
Псевдобульбарная дизартрия может проявляться в легкой, средней и тяжелой степени. Речь ребенка может сталкиваться с проблемами ее замедленности и смазанности, невнятности, нечеткости произношения гласных звуков, что характерно для легкой и средней псевдобульбарной дизартрии. Также, возможно произношение нечленораздельного характера или полное отсутствие речи. Это проявляется в тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии.
При развитии псевдобульбарной дизартрии, ребенку требуется специальная коррекционная помощь. Своевременное оказание такой помощи поможет в профилактике и устранении разнообразных речевых дефектов. Псевдобульбарная дизартрия приводит к:
- Недоразвитию фонематического слухового восприятия;
- Сбоям в связях и взаимодействии кинестических и акустических образов;
- Проблемам в разделении фонем языка;
- Развитию неумения правильно произносить звуки речи;
- Отсутствие возможности слухового восприятия и различения фонем;
- Невозможности анализировать звуковой и слоговой состав слова;
- Отклонениям в письменной речи и навыках чтения;
- Дефектам психического развития ребенка.
Целевое назначение и направления коррекционной работы при псевдобульбарной дизартрии легкой формы
Коррекционное логопедическое воздействие ориентировано на устранение различных отклонений моторных функций организма, торможение развития неправильного речевого произношения и развитие правильного и доведение навыков верного фонематического произношения до автоматизма.
Коррекционная работа реализуется по следующим основным направлениям:
- Работа над артикуляционными навыками и активизация моторных функций организма. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Работа реализуется путем проведения массажа пальцев руки и органов артикуляции, а также выполнения гимнастических упражнений.
- Работа над дыханием. Проводится дыхательная гимнастика, которая позволяет развить выразительность голоса и навыки выполнения фонационного выдоха.
- Работа над фонетической стороной речи. Используется система логопедических упражнений, ориентированных на развитие звукового восприятия и отработки тех звуков, с которыми у ребенка возникают проблемы: смазанность при произношении, нечеткость голоса в произношении звонких звуков и др.
- Работа над устранением проблем в функционировании психических процессов организма и активизация сенсорных функций.
- Формирование лексической стороны речи ребенка. Ведется работа над расширением словарного запаса ребенка и правильного построения высказывания т.е. умения строить грамматически правильные речевые конструкции.
Методы коррекционной работы
В коррекционной работе используется большое разнообразие методов и приемов. Они избираются исходя из направлений коррекционной работы, определяемых особенностями проявления речевых дефектов, проблемами с артикуляционным аппаратом и моторными функциями, проблемами фонематического восприятия и произношения.
Так, для развития артикуляционных функций проводится:
- Артикуляционная гимнастика. Она представляет собой выполнение артикуляционных упражнений в разном темпе и ритме, за счет совершения движений губами, языком, челюстью: закрывание/открывание рта, вращение языком;
- Массаж. Он ориентирован на активизацию работы речевой и лицевой мускулатуры. Массируются губы, щеки, язык, небо, а также пальцы рук;
- Методика формирования навыков произношения конкретного звука. Она затрагивает отработку артикуляционных движений при его произношении и постановку данного звука;
- Имитативная постановка звука. Ребенок повторяет звук за педагогом. В работе участвуют органы зрения и слуха;
- Постановка звука с использованием специального оборудования. Применяются специальные приборы: зонды, шпатели, которые помогают зафиксировать органы артикуляции в нужном для произнесения звука положении;
- Двигательно-кинестический метод. Он ориентирован на развитие связей между движениями органов артикуляции и их прочувствованием ребенком;
- Визуально-слуховой метод. Он направлен на установление связи между восприятием слова или отдельного звука на слух и его зрительным образом, формируемым в этот момент в сознании. Этот метод может быть дополнен и кинестическим ощущением т.е. выполнением конкретного движения при произношении звука;
- Приемы постановки голоса. Используются упражнения, позволяющие включить в работу небо и укрепить его мышцы. Для этого можно использовать последовательное глотание капель воды, развить зевание и кашель, выполнять произношение слогов со звонкими согласными и гласным а: да, ба, ва, ма.
Правила эффективной звуковой коррекции
Работа над звуковым произношением при псевдобульбарной дизартрии должна быть реализована по определенным правилам, которые позволяет достичь желаемого коррекционного эффекта. К ним относятся:
- Длительное коррекционное воздействие. Отработка каждого звука недолжна быть быстрой. Звук необходимо отрабатывать, возвращаясь к нему снова и снова.
- Одновременная работа с несколькими звуками, отработка которых требует задействования разных артикуляционных органов.
- Работа от простого к сложному. Необходимо отрабатывать сначала простые звуки и те, с которыми практически не возникает проблем в произношении. Затем необходимо усложнять их, используя работу с более сложными артикуляционными движениями.
- Обязательное включение в работу пальцев рук. Это необходимо для развития мелкой моторики, способствующей речевому развитию.