Что такое коррекционная педагогика
Коррекционная педагогика берет свое начало в 1929 году, когда В. П. Кащенко опубликовал свою работу «Лечебная (коррекционная) педагогика». С этого момента возникло направление в обучении детей с трудностями в обучении. Сам же термин «коррекционная педагогика» появился намного позже, в 1988 году, его ввела в обращение Г.Ф. Кумарина - доктор педагогических наук, профессор.
Коррекционная педагогика или как принято еще говорить специальная педагогика – это область педагогической науки, которая ставит перед собой задачу изучить и сформировать условия обучающей и воспитательной деятельности в отношении детей с различными нарушениями в психической и физической сфере для того, чтобы эти дети могли достичь максимально возможного для их состояния развития личности, образования и самостоятельной жизни.
Коррекционная педагогика занимается обучением детей из следующих категорий:
- с отсутствием или нарушениями слуха
- слепые или с серьезными нарушениями зрения
- дети с задержкой в интеллектуальном развитии
- дети с нарушениями эмоционального развития
- дети с нарушениями функции ОДА
- дети с психическими нарушениями
Коррекционная педагогика изучает и разрабатывает методы которые будут эффективными в обучении этих детей и их адаптации к обычной жизни.
Объектами современной коррекционной педагогики являются разного рода ситуации, в которых есть вероятность дефективного развития ребенка, нарушения в процессе адаптации, когда ребенок не может приспособиться к социальной среде, ситуации, когда у ребенка наблюдается социальная, психическая и школьная неприспособленность.
Кто такой коррекционный педагог
Работу с детьми у которых имеются психические, физические, интеллектуальные и другие нарушения ведет такой специалист как коррекционный педагог (или иначе дефектолог). Особенность этих детей состоит в том, что им необходимо не только помощь в обучении, развитии и воспитании, им так же требуется лечение. Ребенок, с которым занимается коррекционный педагог, мог родиться с подобными нарушениями или же эти нарушения могут быть приобретенными.
Перед коррекционным педагогом стоит ряд весьма важных задач, от реализации которых во многом зависит будущее этих детей. Во-первых, коррекционный педагог должен осуществлять педагогический контроль над своими подопечными. При планировании обучающих и воспитательных целей и задач он должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Крайне важно, чтобы педагог мог дать оценку процессу воспитательной и образовательной деятельности, при необходимости внести коррективы.
Педагог должен уметь взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, - благодаря совместной работе как в коррекционном учреждении, так и дома, удастся достичь более высоких результатов.
Для благоприятного развития детей с трудностями в обучении необходимо чтобы на занятии была создана соответствующая предметно-развивающая обстановка. Педагог должен использовать те учебные средства, которые способны повысить результативность занятий.
Подопечные коррекционного педагога – это дети с абсолютно разными нарушениями. Коррекционный педагог работает с детьми, страдающими:
- глухотой
- слепотой
- аутизмом
- синдромом Дауна
- гиперреактивностью
- синдромом нарушения внимания
- ДЦП и др.
Обычно коррекционный педагог специализируется в одном или нескольких направлениях, чаще всего он имеет и дополнительную специальность, которая ему помогает осуществлять свою деятельность.
Профессиональные и личностные качества коррекционного педагога
Личность педагога состоит из нескольких обязательных элементов:
- профессиональных качеств
- компетентности
- личных качеств
Коррекционный педагог играет особую роль в жизни детей с трудностями обучения. Для таких детей педагог — это «окно» в мир нового, неизведанного, и увлекательного. Именно поэтому педагог, который работает с коррекционными детьми, должен в первую очередь быть для таких детей другом и помощником.
Успех педагогической деятельности в отношении таких детей, посещающих коррекционную школу, во многом зависит от личностных качеств самого педагога. Коррекционный педагог в первую очередь должен обладать следующим набором необходимых в его работе качеств:
- доброта
- любовь
- уважение
- тактичность
- честность
- справедливость
- инициативность
- деятельность
- уверенность
Педагог должен преследовать гуманистические идеалы, для него его подопечные такие же состоявшиеся люди, как и все остальные. Важно чтобы коррекционный педагог всегда сам отслеживал свое психоэмоциональное состояние, так как оно прямым образов влияет на психическое и интеллектуальное состояние учеников.
Работать с особыми детьми крайне непросто. Поведение детей иногда может шокировать неподготовленного человека, потому коррекционный педагог должен проявлять терпение и такт в работе с детьми, должен владеть ситуацией.
Необходимо чтобы педагог поэтапно планировал свою деятельность, ставил посильные задачи, для детей, которые будут способствовать их развитию.
Ученые разработали ряд требований, которым должен соответствовать коррекционный педагог. При работе педагог должен:
- брать во внимание всю социально-биологическую картину ребёнка
- обладать как достаточными теоретическими знаниями, так и практическими навыками
- любить и импонировать детям
- организовывать внеклассные мероприятия для детей
- распределять посильные обязанности между детьми
- планировать совместную работу класса
- использовать наглядный материал
- развивать творческое и аналитическое мышление детей
- использовать собственные системы диагностики и контроля
- приучать детей к самостоятельной познавательной работе
- учить детей самоконтролю и саморазвитию
- учитывать личностные интересы детей при планировании образовательной и воспитательной деятельности
- находить общий язык и продуктивно взаимодействовать с детьми, обладающие разными способностями
- предъявлять адекватные требования к своим воспитанникам
- понятным образом преподносить учебный материал
Педагог не должен быть слишком нервно-возбудимым, не должен демонстрировать негативные эмоции.