Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Приемы коррекционной педагогики

Определение 1

Коррекционная работа – это система специальных педагогических приемов и мероприятий, направленных не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом.

Цели и задачи коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика направлена на организацию коррекционной работы с детьми, имеющими различные виды нарушений в психическом и физическом развитии.

Замечание 1

Дети, имеющие отклонения в развитии, требуют особенного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса, а также при выборе методов и средств.

Основные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии:

  1. Необходимо как можно раньше начинать специальное обучение ребенка, сразу же после выявления у него отклонений.
  2. Введение в содержание обучения детей с отклонениями специальных разделов, которые не предусмотрены в общеобразовательных программах.
  3. Использование в коррекционной работе с детьми специальных методов, средств и приемов обучения, которые способны обеспечить необходимую реализацию «обходных путей» развития ребенка с отклонениями.
  4. Индивидуализация обучения, воспитания и развития детей, больше, чем это требуется для детей имеющих нормальный уровень развития. Учет при индивидуализации не только возраста ребенка, но и тяжести выявленных отклонений.
  5. Обеспечение каждому ребенку с отклонениями необходимой особенной пространственной и временной организации воспитательно-образовательной и развивающей среды.
  6. Максимальное расширение образовательного пространства, выход его за пределы образовательного учреждения (в семью, повседневную жизнь ребенка и т.д.).

Ключевые цели коррекционной педагогики:

«Приемы коррекционной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Образовательные цели – направлены на определение того, чему педагог учит детей на каждом конкретном уроке и учебном занятии.
  2. Коррекционные цели – направлены на решение, какими именно методами, средствами и приемами будет руководствоваться педагог на конкретном уроке, корригировать психические процессы личности ребенка с отклонениями.
  3. Воспитательные цели – направлены на выстраивание линии позитивного социального и психологического влияния на личность учащихся.

Правила и принципы организации коррекционной работы

Для того, чтобы реализуемый коррекционный воспитательно-образовательный процесс был успешным и принес ожидаемые результаты, необходимо опираться на ряд общих правил и принципов коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому учащемуся – подразумевает учет возрастных, психологических и физических возможностей и потребностей учащегося, на основании которого педагог выстраивает с ним необходимые взаимоотношения и организует образовательный подход.
  2. Предотвращение утомляемости у учащихся – использование совокупности разных методов и средств, которые обеспечивают чередование видов деятельности и предотвращают утомляемость, например, чередование практической и умственной деятельности, представление детям учебного материала небольшими «порциями», использование во время уроков красочного и интересного дидактического материала и наглядностей.
  3. Использование приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие письменной и устной речи, формирование необходимых учебных навыков.
  4. Проявление в работе с детьми педагогического такта – подразумевает постоянное поощрение детей за проявленные успехи в учебе и развитии, оказание своевременной и тактической помощи учащимся, развитие в них веры в собственных возможностях и силах.

Успешность коррекционной работы и повышение качества коррекционного обучения, достигается посредством опоры на следующие принципы:

  • Принцип динамичного развития
  • Принцип продуктивной обработки учебного материала и информации.
  • Принцип развития и корректировки высших психических процессов и функций
  • Принцип повышения мотивации к процессу обучения

Проведение коррекционной работы требует от педагога соблюдения ряда требований:

  1. Исключение из работы методов принуждения, основной упор на приемы активизации работы учащихся посредством свободного выбора деятельности, выполнения наиболее привлекательных для ребенка заданий и творческих работ.
  2. Обеспечение условий продвижения от легкой деятельности к более сложной и разноуровневой работе.
  3. Оказывать всю необходимую поддержку детям в развитии собственных потенциальных возможностей, посредством использования заданий на сообразительность, смекалку, креативность, творческое мышление и т.д.
  4. Создание благоприятного психологического микроклимата во время учебных занятий, путем доброжелательного отношения к детям, проявлению по отношению к ним положительных эмоций и настроя на успешность образовательного процесса и личностного развития.

Характеристика основных приемов коррекционной педагогики

Эффективные приемы коррекционного воздействия:

  1. Использование разнообразных игровых ситуаций.
  2. Использование дидактических игр, связанных с поиском родовых и видовых признаков предметов.
  3. Организация интересных и познавательных игровых тренингов, направленных на всестороннее развитие учащихся, умению взаимодействовать и общаться с другими участниками игры.
  4. Релаксация и психогимнастика позволяют снять мышечные зажимы и спазмы, особенности в области лица и кистей рук.

Наиболее приемлемыми методами коррекционной педагогики являются:

  • иллюстративно-объяснительные методы;
  • репродуктивные методы;
  • частично-поисковые методы;
  • коммуникативные методы;
  • информационно-коммуникационные методы;
  • методы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.

К нетрадиционным методам, используемым в коррекционной работе с детьми с отклонениями относятся:

  1. Фитотерапия
  2. Ароматерапия
  3. Музыкотерапия
  4. Цветотерапия или хромотерапия
  5. Куклотерапия
  6. Сказкотерапия
  7. Песочная терапия

Используемые в рамках данных методов приемы коррекционной работы:

  • снятие страха или зажима;
  • использование скрытой инструкции;
  • авансирование на будущий успех;
  • разговаривать с ребенком уверенно и искренне;
  • постоянное повышение мотивации на обучение и развитие;
  • использование педагогического внушения;
  • адекватная и корректная оценка результатов работы ребенка.
Дата последнего обновления статьи: 02.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot