Коррекционная работа – это система специальных педагогических приемов и мероприятий, направленных не только на исправление отдельных нарушений, но и на формирование личности в целом.
Цели и задачи коррекционной педагогики
Коррекционная педагогика направлена на организацию коррекционной работы с детьми, имеющими различные виды нарушений в психическом и физическом развитии.
Дети, имеющие отклонения в развитии, требуют особенного подхода при организации воспитательно-образовательного процесса, а также при выборе методов и средств.
Основные образовательные потребности детей с отклонениями в развитии:
- Необходимо как можно раньше начинать специальное обучение ребенка, сразу же после выявления у него отклонений.
- Введение в содержание обучения детей с отклонениями специальных разделов, которые не предусмотрены в общеобразовательных программах.
- Использование в коррекционной работе с детьми специальных методов, средств и приемов обучения, которые способны обеспечить необходимую реализацию «обходных путей» развития ребенка с отклонениями.
- Индивидуализация обучения, воспитания и развития детей, больше, чем это требуется для детей имеющих нормальный уровень развития. Учет при индивидуализации не только возраста ребенка, но и тяжести выявленных отклонений.
- Обеспечение каждому ребенку с отклонениями необходимой особенной пространственной и временной организации воспитательно-образовательной и развивающей среды.
- Максимальное расширение образовательного пространства, выход его за пределы образовательного учреждения (в семью, повседневную жизнь ребенка и т.д.).
Ключевые цели коррекционной педагогики:
- Образовательные цели – направлены на определение того, чему педагог учит детей на каждом конкретном уроке и учебном занятии.
- Коррекционные цели – направлены на решение, какими именно методами, средствами и приемами будет руководствоваться педагог на конкретном уроке, корригировать психические процессы личности ребенка с отклонениями.
- Воспитательные цели – направлены на выстраивание линии позитивного социального и психологического влияния на личность учащихся.
Правила и принципы организации коррекционной работы
Для того, чтобы реализуемый коррекционный воспитательно-образовательный процесс был успешным и принес ожидаемые результаты, необходимо опираться на ряд общих правил и принципов коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому учащемуся – подразумевает учет возрастных, психологических и физических возможностей и потребностей учащегося, на основании которого педагог выстраивает с ним необходимые взаимоотношения и организует образовательный подход.
- Предотвращение утомляемости у учащихся – использование совокупности разных методов и средств, которые обеспечивают чередование видов деятельности и предотвращают утомляемость, например, чередование практической и умственной деятельности, представление детям учебного материала небольшими «порциями», использование во время уроков красочного и интересного дидактического материала и наглядностей.
- Использование приемов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие письменной и устной речи, формирование необходимых учебных навыков.
- Проявление в работе с детьми педагогического такта – подразумевает постоянное поощрение детей за проявленные успехи в учебе и развитии, оказание своевременной и тактической помощи учащимся, развитие в них веры в собственных возможностях и силах.
Успешность коррекционной работы и повышение качества коррекционного обучения, достигается посредством опоры на следующие принципы:
- Принцип динамичного развития
- Принцип продуктивной обработки учебного материала и информации.
- Принцип развития и корректировки высших психических процессов и функций
- Принцип повышения мотивации к процессу обучения
Проведение коррекционной работы требует от педагога соблюдения ряда требований:
- Исключение из работы методов принуждения, основной упор на приемы активизации работы учащихся посредством свободного выбора деятельности, выполнения наиболее привлекательных для ребенка заданий и творческих работ.
- Обеспечение условий продвижения от легкой деятельности к более сложной и разноуровневой работе.
- Оказывать всю необходимую поддержку детям в развитии собственных потенциальных возможностей, посредством использования заданий на сообразительность, смекалку, креативность, творческое мышление и т.д.
- Создание благоприятного психологического микроклимата во время учебных занятий, путем доброжелательного отношения к детям, проявлению по отношению к ним положительных эмоций и настроя на успешность образовательного процесса и личностного развития.
Характеристика основных приемов коррекционной педагогики
Эффективные приемы коррекционного воздействия:
- Использование разнообразных игровых ситуаций.
- Использование дидактических игр, связанных с поиском родовых и видовых признаков предметов.
- Организация интересных и познавательных игровых тренингов, направленных на всестороннее развитие учащихся, умению взаимодействовать и общаться с другими участниками игры.
- Релаксация и психогимнастика позволяют снять мышечные зажимы и спазмы, особенности в области лица и кистей рук.
Наиболее приемлемыми методами коррекционной педагогики являются:
- иллюстративно-объяснительные методы;
- репродуктивные методы;
- частично-поисковые методы;
- коммуникативные методы;
- информационно-коммуникационные методы;
- методы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.
К нетрадиционным методам, используемым в коррекционной работе с детьми с отклонениями относятся:
- Фитотерапия
- Ароматерапия
- Музыкотерапия
- Цветотерапия или хромотерапия
- Куклотерапия
- Сказкотерапия
- Песочная терапия
Используемые в рамках данных методов приемы коррекционной работы:
- снятие страха или зажима;
- использование скрытой инструкции;
- авансирование на будущий успех;
- разговаривать с ребенком уверенно и искренне;
- постоянное повышение мотивации на обучение и развитие;
- использование педагогического внушения;
- адекватная и корректная оценка результатов работы ребенка.