Значение коррекционной педагогики
Коррекционная педагогика — это одна из областей педагогического знания, предметом которой является своевременное выявление и диагностика, нарушений социально-педагогической адаптации детей, сложностей в их воспитании и обучении, освоении соответствующих возрасту социальных ролей, а также их профилактика и коррекция..
Значимость коррекционной педагогики состоит в том, что она направлена на работу с детьми и подростками, которые испытывают разного рода сложности и затруднения в адаптации, освоении образовательных программ, усвоении норм и правил поведения. Коррекционная педагогика включает в себя различные методы и средства психолого-педагогической помощи в преодолении данных трудностей.
Кроме того, коррекционная педагогика предусматривает проведение разнообразных диагностических исследований, направленных на выявление нарушений в развитии у детей и подростков. Полученные в ходе исследований данные способствуют не только их своевременному устранению, но и развитию новых научных направлений в общей педагогике.
Необходимо также отметить, что современная коррекционная педагогика предусматривает такие направления работы с детьми и подростками как воспитательно-профилактическая и коррекционно-реабилитационная, в то время как ранее ставка была на административно-карательную концепцию, в основе которой была заложена педагогика жесткого перевоспитания ребенка, вне зависимости от его желаний, возможностей и потребностей. Современная коррекционная педагогика, напротив, направлена на личность ребенка, учет его индивидуальных возможностей и потребностей. Построенный таким образом коррекционный процесс является более гуманным и эффективным.
Проблемы, решаемые коррекционной педагогикой
Одной из основных задач современной коррекционной педагогики является приближение развития проблемных детей и подростков к установленной педагогической норме.
Решая данную задачу, специалисты в области коррекционной педагогики все чаще сталкиваются с такой проблемой как подбор и использование наиболее эффективных методов и средств, способных максимально устранить и уменьшить рассогласование между установленной нормой и имеющимися реальными отклонениями. Проблема заключается в том, что детей с отклонениями в развитии нельзя всех установить в какие-то рамки, несмотря на одинаковые сложности и трудности в развитии, подход к каждому ребенку следует осуществлять индивидуально.
Таким образом, одной из основных трудностей в коррекционной педагогике является осуществление правильного учета характера и величины несоответствия между отклонениями и нормой, последующий подбор эффективных методов и средств работы.
Проблемой соотношения установленной «нормы» и имеющейся «девиацией» в настоящее время занимаются не только отечественные, но и зарубежные ученые. Их труды направлены не только на установление понятие «норма», но и на разработку инновационных методов и средств по установлению и последующему исправлению «девиации».
Норма – это совокупность требований и правил, которые вырабатываются в каждом реально функционирующем обществе и играют роль одного из важнейших средств регуляции поведения членов данного общества, характера их взаимодействия, общения и взаимоотношений.
Общепризнанными нормами развития личности являются:
- способность к самоотдаче и децентрализации;
- творческое целеустремление к жизнедеятельности;
- стремление к позитивной свободе и волепроявлению;
- умение самостоятельно проектировать собственное будущее;
- владение навыками самовоспитания и самообучения;
- внутренняя ответственность перед собой и другими;
- обретение собственного смысла к жизни.
Для того, чтобы выявить «девиации», их уровень и глубину, а также для того, чтобы организовать эффективную коррекционную работы с детьми, необходимо предварительно провести диагностические методики. На основании полученных в ходе диагностики результатов, осуществляется сопоставление отклонений от нормы.
При диагностике отклонений, в первую очередь необходимо учитывать следующее:
- возраст и половую принадлежность ребенка;
- длительность течения выявляемых отклонений;
- обстоятельства, при которых были установлены первые признаки отклонений;
- зависимости дифференциации нормы и выявленных отклонений, от окружающих ребенка социальных и культурных условий;
- частота и тяжесть проявляемых симптомов, которые сопровождают отклонение;
- сравнение выявленных отклонений с характерными личностными чертами ребенка.
Таким образом, одной из основных проблем коррекционной педагогики является решение вопроса об отклонениях в развитии и поведении ребенка, их сближение с установленной нормой в процессе организованной коррекционной работе.
Фундаментальные положения коррекционной педагогики
Коррекционная педагогика базируется на следующих фундаментальных положениях:
- Позитивное влияние на процесс развития ребенка необходимо осуществлять через управление его ведущей деятельностью, а именно через воздействие на деятельность по воспитанию и развитию детей (в основе положения лежит теория деятельности А.Н. Леонтьева).
- Коррекционная работа по развитию ребенка должна опираться на социальную ситуацию в обществе, учитывать потребности социума в новых членах и какими личностными качествами они должны обладать (положение опирается на теорию социальной ситуации развития Л.С. Выготского).
- Организованная коррекционная работа с детьми, должна учитывать особенности психологических контактов между людьми, общепризнанных в современном обществе (положение опирается на теорию психологических контактов между индивидами С.Л. Рубинштейна).
- Включение в коррекционный процесс не только самого ребенка, но и его ближайшего окружения (положение основано на теоретической концепции В.Н. Мясищева).
- Использование в коррекционной работе с детьми потенциала разных видов игр и игровой деятельности (положение основано на теории Д.Б. Эльконина).