Конфликты между родителями и подростками
Подростковый период – это период в развитии человека, который является переходным между детством и взрослостью.
Подростковый период в педагогике и психологии рассматривается как одна из промежуточных стадий развития человека. Подростковый период является одним из наиболее сложных периодов, так как именно в нем происходит гормональная перестройка. Ребенок находится в промежуточном состоянии, он уже и не маленький ребенок, но еще и не взрослый человек. Психологически подростку очень сложно пережить самостоятельно этот период, ему необходима всесторонняя поддержка и понимание со стороны взрослых.
Основные конфликты возникают между подростками и его родителями. Главной причиной данного вида конфликта является то, что в спорной ситуации родитель стремится сохранить контроль над своим ребенком, указывает ему, что и как делать. Подросток же уже не маленький ребенок и стремиться к самостоятельности. Контроль и указания со стороны родителей, даже разумные и обоснованные, вызывают в нем бурю протеста. В результате чего возникают конфликтные ситуации.
В тех семьях, где уважают мнение подростка, подходят серьезно к решению его проблем, возникновение конфликтов в семье сведено к минимуму.
Таким образом, риск возникновения конфликтов между родителями и подростками, можно минимизировать, если соблюдать ряд правил:
- Не входить комнату подростка без стука – соблюдать его личное пространство.
- Не трогать без разрешения вещи подростка.
- Не подслушивать телефонные разговоры подростка и не читать его переписки.
- Оставлять за подростком право выбора одежды, музыки, друзей и т.д.
- Быть искренним в процессе общения и взаимодействия с подростком.
- Привлекать подростка к решению семейных проблем и рассмотрения семейных ситуаций, советоваться с подростком на равных, учитывать его мнение.
- Избегать чрезмерной гиперопеки и контроля.
- Добиваться установления доверительных отношений между родителями и подростками.
Конфликты между подростками в среде сверстников
Конфликты между подростками в среде сверстников возникают в основном вследствие борьбы за статус в группе.
В переходном возрасте, подросток стремиться к общению с другими подростками, ему важно одобрение и уважение со стороны сверстников. При общении со сверстниками подростки показывают свои лучшие качества, каждому из них хочется быть лидером, «душой компании» и т.д. Чем выше подросток оценивает собственные знания, свою внешность, свои таланты, тем выше у него требования к своему статусу в обществе.
В том случае, если в коллективе подростком одновременно несколько «ярких» личностей, обладающих лидерскими качествами, повышается вероятность возникновения конфликтных ситуаций. Однако, необходимо учитывать и уровень воспитанности подростков. Если подростки воспитаны в благополучных семьях, знают нормы и правила поведения в обществе, имеют благородные личностные качества, то они способны «договориться» между собой, установить негласную иерархию и тем самым избежать конфликта. Если же подростки воспитаны в неблагополучных семьях, у них не сформированы моральные и нравственные устои, то конфликты неизбежны.
Основные направления соперничества между подростками, которые могут быть причинами конфликтов:
- Борьба за внимание противоположного пола.
- Стремление получить расположение педагогов или других значимых для подростков взрослых.
- Получить определенный статус в коллективе сверстников (группа, класс, секция и т.д.).
Несмотря на то, что конкуренция может быть причиной возникновения конфликта между подростками, психологи утверждают, что конкуренция просто необходима, так как она помогает сформировать сильную и целеустремленную личность. Взрослые не должны напрямую вмешиваться во взаимоотношения подростков, их задача в косвенном направлении конкуренции в нужное русло, с целью недопущение конфликта.
Помимо соперничества, причинами конфликтов между подростками могут быть:
- отношение подростка к определенной субкультуре;
- расхождение интересов;
- принадлежность подростка к определенной религии;
- национальная принадлежность подростка.
Задачей взрослых является научить детей отстаивать свою точку зрения, без проявления враждебности или неуважения к собеседнику. Хорошо, если такой подросток начинает общаться с единомышленниками. Это помогает ему не только избегать конфликтных ситуаций, но свободно выразить себя и свое мнение.
Конфликт между подростками и учителями
Зачастую конфликты между педагогами и подростками возникают в том случае, если у подростка нет стремления к учебе, либо он не успевает в ней.
Основные причины конфликтов между учителем и подростками:
- Плохое выполнение домашних заданий – наблюдается у учеников, которые не успешны в учебе, либо в том случае, когда учитель не учитывает возможности учащегося и предъявляет завышенные требования. В качестве наказания учитель использует оценки, которые он зачастую занижает. В том случае, если подросток пытается отстоять свою точку зрения, то это может вызвать негативные реакции со стороны учащихся.
- Нарушение дисциплины во время нахождения в школе – психология подростка такова, что он противится любым правилам и ограничениям. Конфликтная ситуация начинается с того, что подросток пререкается с педагогом, игнорирует правила поведения во время урока, выкрикивает с места.
- Неуважение к учителю – учитель, равно как и родитель, обладает высшей властью по отношению к подросткам, которые в свою очередь стремятся стать с ним на равных. Довольно часто подростки проявляют по отношению к педагогу равное (панибратское) отношение, которое выражается неуважительным отношением. Такое отношение зачастую служит возникновению конфликта между педагогом и подростками.
Для того, чтобы избежать возникновению конфликтов, педагог в общении с подростками должен придерживаться ряда правил:
- понимать и эмоционально откликаться на проблемы подростков;
- обладать необходимыми профессиональными компетенциями, которые сочетаются с качественным преподаванием;
- умение правильно распоряжаться данной властью;
- давать подростку возможность высказаться, внимательно при этом его слушать;
- не навязывать подросткам свою помощь, если она им не нужна;
- мотивировать хорошее поведение подростков.