Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Компоненты профессиональной культуры педагога (аксиологический, личностный, технологический)

Понятие и сущность профессиональной культуры педагога

Определение 1

Профессиональная культура педагога (педагогическая культура) – это часть общепринятой в обществе культуры, которая включает в себя духовные и материальные ценности воспитания и обучения, являющиеся основой созидательной педагогической деятельности.

Суть профессиональной культуры педагога состоит в особенном отношении к детству как оригинальному и неповторимому периоду в жизни каждого человека.

Значимость профессиональной культуры педагога заключается в ее функциях:

  1. Организация эффективной педагогической деятельности, направленной на передачу детям знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности и формированию их мировоззрения.
  2. Развитие у детей умственных возможностей и способностей, действенно-практической и эмоциональной волевой сфер личности.
  3. Формирование у детей моральных и нравственных основ поведения в обществе, развитие высоконравственной личности.
  4. Развитие эстетического отношения к окружающей реальности.
  5. Организация педагогической деятельности, направленной на укрепление и сохранение его здоровья, формирование навыков ЗОЖ.

Характеристика основных компонентов профессиональной культуры педагога

Основными компонентами профессиональной культуры педагога являются следующие составляющие.

Аксиологический компонент – направлен на понимание и усвоение ценности и значимости педагогического труда. Включает в себя:

  • профессиональные знания педагога,
  • интеллектуальный уровень педагогической деятельности,
  • необходимость постоянного профессионального роста и развития педагога,
  • ценность педагогической профессии в рамках современного общества,
  • овладение педагогом определенными идеями, концепциями, знаниями, умениями, технологиями и т.д.

Каждый из элементов аксиологического компонента формировался исторические и в настоящее время все они подвергаются воздействию со стороны общества и государства, что оказывает влияние на их постоянное развитие.

В рамках аксиологического компонента принято выделять ряд педагогических ценностей, таких как:

  1. Общественно-педагогические ценности – проявляются в общественном сознании в виде правил поведения, форм морали и религии. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у детей правильные предпосылки для развития данных ценностей.
  2. Профессионально-групповые ценности – представлены совокупностью профессиональных идей, норм и концепций, которые регулируют педагогическую деятельность, в рамках различных образовательных организация с учетом специфики их деятельности. Значимость данных функций заключается в том, что они выступают в качестве основных ориентиров деятельности педагога.
  3. Личностно-педагогические ценности – комплекс ценностных ориентаций личности, необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности. Данные ценности представлены целевой направленностью и мотивацией на педагогическую профессию. По своей сути, этот элемент является мировоззренческой характеристикой личности педагога.
«Компоненты профессиональной культуры педагога (аксиологический, личностный, технологический)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Технологический компонент – заключается в деятельностном характере педагогической деятельности, представленном методами, способами, приемами и т.д. взаимодействия участников педагогического процесса. Одним из важнейших элементов технологического компонента является осознание педагогом потребности в формировании диапазона собственных педагогических способностей, необходимых для эффективности и успешности реализуемой педагогической работы.

Технологический компонент профессиональной культуры педагога рассматривается через процесс решения разнообразных педагогических задач.

Личностный компонент – направлен на реализацию педагогом собственных сущностных сил.

Под сущностными силами понимаются способности, потребности, интересы и дарования в педагогической деятельности. То есть, по сути, это внешнее проявление педагогической культуры.

Замечание 1

Личностный компонент профессиональной культуры педагога отражает творческое начало личности педагога.

Педагогическое творчество – совокупность личностных качеств педагога, имеющих профессиональную направленность и способствующих организации эффективного педагогического процесса, разрешению различных проблемных ситуаций с использованием необычных приемов.

В состав педагогического творчества принято включать такие качества педагога как:

  1. Инициативность
  2. Самостоятельность
  3. Индивидуальность
  4. Ответственность
  5. Креативность
  6. Готовность к риску
  7. Независимость суждений

Педагогическое творчество как составная часть профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия.

К объективным условиям относятся:

  • позитивный эмоционально-психологический климат в коллективе;
  • необходимый уровень развития научных знаний в психологической, образовательной и социальной сферах;
  • наличие адекватных средств обучения и образования;
  • научная обоснованность руководств и установок;
  • материально-техническое оснащение педагогического процесса; наличие социального характера направленности.

Субъективные условия развития педагогического творчества включают в себя:

  • знание основных законов и принципов целостного образовательного процесса;
  • высокий уровень общей педагогической подготовки учителей;
  • владение современными концепциями подготовки специалистов;
  • стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия;
  • педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях;
  • проблемное видение, ожидание, владение образовательными технологиями.

Личные качества и творчество проявляются в разнообразных формах и методах творческой самореализации учителя.

Самореализация - это сфера применения индивидуальных творческих способностей личности.

Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot