Понятие и сущность профессиональной культуры педагога
Профессиональная культура педагога (педагогическая культура) – это часть общепринятой в обществе культуры, которая включает в себя духовные и материальные ценности воспитания и обучения, являющиеся основой созидательной педагогической деятельности.
Суть профессиональной культуры педагога состоит в особенном отношении к детству как оригинальному и неповторимому периоду в жизни каждого человека.
Значимость профессиональной культуры педагога заключается в ее функциях:
- Организация эффективной педагогической деятельности, направленной на передачу детям знаний, умений, навыков, опыта профессиональной деятельности и формированию их мировоззрения.
- Развитие у детей умственных возможностей и способностей, действенно-практической и эмоциональной волевой сфер личности.
- Формирование у детей моральных и нравственных основ поведения в обществе, развитие высоконравственной личности.
- Развитие эстетического отношения к окружающей реальности.
- Организация педагогической деятельности, направленной на укрепление и сохранение его здоровья, формирование навыков ЗОЖ.
Характеристика основных компонентов профессиональной культуры педагога
Основными компонентами профессиональной культуры педагога являются следующие составляющие.
Аксиологический компонент – направлен на понимание и усвоение ценности и значимости педагогического труда. Включает в себя:
- профессиональные знания педагога,
- интеллектуальный уровень педагогической деятельности,
- необходимость постоянного профессионального роста и развития педагога,
- ценность педагогической профессии в рамках современного общества,
- овладение педагогом определенными идеями, концепциями, знаниями, умениями, технологиями и т.д.
Каждый из элементов аксиологического компонента формировался исторические и в настоящее время все они подвергаются воздействию со стороны общества и государства, что оказывает влияние на их постоянное развитие.
В рамках аксиологического компонента принято выделять ряд педагогических ценностей, таких как:
- Общественно-педагогические ценности – проявляются в общественном сознании в виде правил поведения, форм морали и религии. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у детей правильные предпосылки для развития данных ценностей.
- Профессионально-групповые ценности – представлены совокупностью профессиональных идей, норм и концепций, которые регулируют педагогическую деятельность, в рамках различных образовательных организация с учетом специфики их деятельности. Значимость данных функций заключается в том, что они выступают в качестве основных ориентиров деятельности педагога.
- Личностно-педагогические ценности – комплекс ценностных ориентаций личности, необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности. Данные ценности представлены целевой направленностью и мотивацией на педагогическую профессию. По своей сути, этот элемент является мировоззренческой характеристикой личности педагога.
Технологический компонент – заключается в деятельностном характере педагогической деятельности, представленном методами, способами, приемами и т.д. взаимодействия участников педагогического процесса. Одним из важнейших элементов технологического компонента является осознание педагогом потребности в формировании диапазона собственных педагогических способностей, необходимых для эффективности и успешности реализуемой педагогической работы.
Технологический компонент профессиональной культуры педагога рассматривается через процесс решения разнообразных педагогических задач.
Личностный компонент – направлен на реализацию педагогом собственных сущностных сил.
Под сущностными силами понимаются способности, потребности, интересы и дарования в педагогической деятельности. То есть, по сути, это внешнее проявление педагогической культуры.
Личностный компонент профессиональной культуры педагога отражает творческое начало личности педагога.
Педагогическое творчество – совокупность личностных качеств педагога, имеющих профессиональную направленность и способствующих организации эффективного педагогического процесса, разрешению различных проблемных ситуаций с использованием необычных приемов.
В состав педагогического творчества принято включать такие качества педагога как:
- Инициативность
- Самостоятельность
- Индивидуальность
- Ответственность
- Креативность
- Готовность к риску
- Независимость суждений
Педагогическое творчество как составная часть профессионально-педагогической культуры не возникает само по себе, для его развития необходимы объективные и субъективные условия.
К объективным условиям относятся:
- позитивный эмоционально-психологический климат в коллективе;
- необходимый уровень развития научных знаний в психологической, образовательной и социальной сферах;
- наличие адекватных средств обучения и образования;
- научная обоснованность руководств и установок;
- материально-техническое оснащение педагогического процесса; наличие социального характера направленности.
Субъективные условия развития педагогического творчества включают в себя:
- знание основных законов и принципов целостного образовательного процесса;
- высокий уровень общей педагогической подготовки учителей;
- владение современными концепциями подготовки специалистов;
- стремление к творчеству, развитое педагогическое мышление и рефлексия;
- педагогический опыт и интуиция, умение принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях;
- проблемное видение, ожидание, владение образовательными технологиями.
Личные качества и творчество проявляются в разнообразных формах и методах творческой самореализации учителя.
Самореализация - это сфера применения индивидуальных творческих способностей личности.