Понятие и сущность комплексного подхода в педагогике
Комплексный подход (в педагогике) – это принцип организации и проектирования продуктивного функционирования педагогических процессов и систем.
Комплексный подход в педагогике, впервые был описан в 70-е годы ХХ века.
Сущность комплексного подхода заключается в том, что он касается проектировании всех сторон и аспектов воспитательно-образовательной деятельности, а также оказывает влияние на различные факторы воспитания и образования.
По своей природе комплексный подход очень близок к системному. В первую очередь это связано с тем, что он также требует от организатора соблюдать взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов и процессов педагогической системы.
К компонентам педагогической системы относятся образовательные организации района, города, области и т.д. Процессами педагогической системы являются её цели, задачи, принцип, содержание, средства, методы и формы.
При организации педагогического процесса в рамках комплексного подхода важно выделить системообразующие компоненты и ведущие звенья. Это необходимо для того, чтобы комплекс был органичен, а взаимосвязь между всеми элементами и компонентами была менее автономной, чем вся система.
Комплексный подход в педагогике выражается в четком установлении зависимостей и связей между процессами воспитания и обучения, между всеми сторонами учебной и воспитательной деятельности, а также в устранении возможных противоречий и придании всему педагогическому процессу единой целевой направленности.
Понимание комплексного подхода в педагогике с методологической точки
Комплексный подход в педагогике, с точки зрения методологии, основан на понимании жизни общества, сущности теории и практики воспитания и обучения подрастающего поколения.
Понимание комплексного подхода в педагогике с методологической точки, возможно только на основании таких фундаментальных категорий и понятий как:
- Философия общественного бытия – представляется собой общественное сознание и духовную жизнь людей. Именно на основании общественных идей и потребностей необходимо планировать и реализовывать педагогический процесс. Это объясняется тем, что общественные идеи обладают обширными мобилизирующими силами развития человека.
- Взаимосвязь и взаимодействие окружающих предметов и явлений – является одной из основ комплексного подхода, представляет собой одну из основных черт метода диалектики. Позволяет рассматривать природу и общество не как отдельные системы, а как органичную взаимосвязь, основанную на взаимной обусловленности.
- Выделение и анализ существенного и несущественного отношения и связей в педагогическом процессе – позволяет выделить из всего многообразия воспитательно-образовательных задач именно те, которые в данный момент являются важными, и на их основании выстроить весь педагогический комплекс.
- Индивидуальное и общественное сознание, их диалектическое единство, взаимосвязь разных форм общественного сознания – все это лежит в основе комплексной системы воспитания и обучения подрастающего поколения.
Таким образом, комплексный подход с точки зрения методологии понимается как подход, возникший из потребностей общества, в результате интеграции всех факторов и условий, имеющих прямое и косвенное отношение к процессу целостного и всестороннего формирования личности.
Характеристика комплексного подхода в педагогике
Комплексный поход в педагогике выполняет ряд следующих функций:
- Осуществляет ориентирование процесса организации системы воспитания целостной личности и ее отдельных качеств.
- Всестороннее развитие личности, как результат комплексного решения воспитательно-образовательных задач.
- Гармоничное развитие личности посредством взаимосвязи и единства всех направлений современной системы воспитания, их определенного соподчинения и соотношения.
- Эффективность организованного воспитательного процесса, через одновременное решение нескольких воспитательных задач, что оказывает положительное влияние на повышение его результативности.
Таким образом, выполняемые комплексным подходом функции направлены на совершенствование воспитательно-образовательного процесса и повышение его результативности.
В настоящее время современные педагогические технологии реализуются через основные функции комплексного подхода посредством:
- Оказание воздействия на чувства, сознание и поведение детей.
- Органическое сочетание процессов воспитания, обучения и развития.
- Осуществление единства координации воспитательных усилий и возможностей всех социальных объединений и институтов, занимающихся вопросами воспитания и обучения детей (семья, детский сад, школа, органы правопорядка и т.д.).
- Применение системы конкретных воспитательных мер, направленных на одновременное решение комплекса задач физического, интеллектуального, нравственного, патриотического, экологического и эстетического воспитания в рамках единого воспитательно-образовательного процесса.
- Системный подход к воспитательно-образовательному процессу – представляет собой последовательность и соподчиненность всех элементов воспитания, их взаимовлияние и взаимосвязи.
- Учет внутренних и внешних факторов, способствующих или препятствующих получению ожидаемых результатов воспитательно-образовательной работы.
Ведущими причинами и факторами, оказывающими влияние на воспитательно-образовательный процесс, в рамках комплексного подхода являются:
- установленный и сложившийся образ жизни ребенка, который может оказать влияние на формирование конкретных личностных качеств;
- национальные и этнические особенности, которые могут отличаться в зависимости от региона проживания;
- разнообразные средства пропаганды и СМИ;
- уровень жизни семьи, в которой воспитывается ребенок;
- уровень развития коллектива и условия его жизни;
- нормы взаимоотношений, которые установлены в первичных коллектива и позиция ребенка в данных взаимоотношениях.