Сущность и принципы комплексно-тематического планирования
Комплексно-тематическое планирование – это планирование по всем образовательным областям и направлениям развития детей.
Комплексно-тематическое планирование применяется в ДОУ и охватывает такие образовательные области как: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие и художественно-эстетическое развитие.
В каждом образовательном учреждении к оформлению комплексно-тематического плана предъявляются индивидуальные требования, однако имеются и общие принципы его оформления, которые необходимо соблюдать всем педагогам.
Принципы комплексно-тематического планирования:
- Принцип развивающего образования – предусматривает направленность на развитие каждого ребенка.
- Принцип комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса.
- Принцип интеграции – все образовательные области, интегрировано включенные в комплексно-тематическое планирование, должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям детей.
- Принцип единства – воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи должны иметь единое направление на формирование у детей знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного развития.
- Принцип соответствия – запланированное содержание и формы его реализации должны соответствовать возрастным возможностям и потребностям детей, а также психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При составлении комплексно-тематического планирования в ДОУ, воспитатели должны учитывать, что основная формы работа с дошкольниками – это игра. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста и должна пронизывать все стороны жизни ребенка-дошкольника. Только в этом случае, возможно получить ожидаемые высокие результаты его общего развития. Игрой дошкольники удовлетворяют свои физические потребности в общении и движении, расширяют кругозор, получают практические навыки, необходимые для успешного обучения и жизнедеятельности.
В основе комплексно-тематического планирования «лежит» комплексно-тематическая модель, на основании которой воспитатель планирует и организует повседневную деятельность детей в ДОУ.
Комплексно-тематическая модель – это совокупность образовательных областей, объединенных с опорой на принцип тематического планирования образовательного процесса.
Описание комплексно-тематической модели образовательного процесса представлено в Научной концепции (под редакцией В.И. Слободчикова). В соответствии с данным описанием модель обязательно должна содержать основную тему, которая проходит через все дни плана. То есть в основе модели заложен принцип цикличности.
Факторы комплексно-тематического планирования
Целью комплексно-тематического планирования является разработка плана ежедневной деятельности детей в образовательном учреждении, на основании ряда темообразующих факторов и принципа соответствия возрасту детей-дошкольников, а также взаимосвязи данной деятельности с окружающей действительностью и интересами детей.
Основные темообразующие факторы, которые могут быть заложены в основу комплексно-тематического планирования (автор Н. А. Короткова):
- Реальные события, которые могут происходит в окружающем мире и вызывают у детей неподдельный интерес (явления природы, праздники, события и т.д.).
- Воображаемые события, взятые из известных художественных произведений, прочитанных с детьми ранее, а также тех, с которыми предстоит ознакомиться детям в текущем учебном году.
- Специально смоделированные воспитателем события, которые он подбирает в соответствии с воспитательно-образовательными целями и задачами.
- События, которые происходят в жизни ребенка и связаны с его возрастом, вызывающие у детей наибольший интерес и служат источником их развития.
Таким образом, комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в ДОУ разрабатывается для всех возрастных групп, с учетом принципов планирования, сезонности, сопутствующих праздников, традиций учреждения, тематических встреч и юбилейных дат.
Условия и ожидаемые результаты комплексно-тематического планирования
При разработке комплексно-тематического планирования воспитатель должен соблюдать ряд условий:
- Определенное количество тем, включаемых в план.
- Формы работы с детьми должны носить интегративный характер.
- Каждая тема должна изучаться детьми определенное время:
- -в младшей группе не более одной недели;
- -в средней и старшей группе не менее одной недели и не более двух недель.
- Опора на принцип возрастной адресности.
Комплексно-тематическое планирование имеет определенную схему, которая зависит от сезона, темообразующего фактора, темы, программного содержания, варианта итогового занятия и информационно-ресурсного обеспечения.
Этапы разработки комплексно-тематического планирования:
- Определение общей объединяющей темы и тем на каждую неделю плана, в соответствии со временем года и предстоящими праздниками.
- Планирование каждого занятия, составление конспектов. Каждое занятие должно продолжать общую тему или быть как-то иначе связанным с ним. В качестве занятия – лепка, развитие речи, ФЭМП, конструирование и т. д.
- Предусмотреть то, что на каждом последующем занятии обязательно должно быть краткое повторение ранее пройденной темы.
- Разработка кратких рекомендаций для родителей, в рамках общей темы плана.
Каждое комплексно-тематическое планирование предполагает достижение определенных результатов в воспитании, обучении и развитии детей.
Ожидаемые результаты комплексно-тематического планирования:
- Запланированная и организованная образовательная деятельность.
- Повышение профессионализма и общей компетенции педагогов.
- Связь теории обучения с практикой.
- Единение всех тем планирования со всеми основными направлениями развития детей и по всем образовательным областям.
- Интеграция образовательных областей.
- Повышение общего уровня развития детей дошкольного возраста.
- Использование в воспитательно-образовательном процессе разнообразных методов, средств и форм воспитания, обучения и развития детей.
- Рационально-обоснованное применение технических средств воспитания и обучения детей в ДОУ.