Комплексная программа «От рождения до школы» (далее Программа) – это инновационный общеобразовательный программный документ, разработанный для дошкольных образовательных учреждений на основании последних достижений отечественной и зарубежной педагогической науки.
Цели и задачи Программы
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО.
Основная задача, которая стояла перед авторами Программы, заключалась в разработке такого программного документа, который будет способен оказать необходимую помощь воспитателям ДОУ в организации полноценного воспитательно-образовательного процесса, а также позволяющий составлять собственные образовательные программы.
Ведущие цели Программы:
- Создание необходимых оптимальных условий для успешного и продуктивного проживания дошкольного детства каждым воспитанником.
- Формирование личностной базовой культуры.
- Всестороннее и своевременное развитие психических и физических качеств, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
- Осуществление необходимой подготовки для последующего успешного вхождения в современный социум и подготовки к школьному обучению.
Особенное внимание в Программе уделено развитию личности каждого ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию необходимых личностных качеств (патриотизм, стойкая жизненная позиция, творческий подход к решению проблем, уважение традиций и т.д.).
Достижение целей и задач Программы происходит через организацию разнообразных видов детской деятельности (продуктивной, познавательной, исследовательской, трудовой и т.д.).
Первостепенное значение в достижении целей Программы имеют:
- Оказание заботы в сохранении здоровья и эмоционального благополучия ребенка.
- Создание в группах ДОУ благоприятной атмосферы, основанной на доброжелательных и гуманных взаимоотношениях.
- Воспитание общительного, доброго, любознательного, инициативного и самостоятельного человека.
- Использование потенциала всех видов детской деятельности их интегративное применение в педагогическом процессе.
- Творческий и креативный подход к организации воспитательно-образовательного процесса.
- Вариативное применение имеющегося образовательного материала, с целью творческого развития личности ребенка, в соответствии с его наклонностями и потребностями.
- Уважительное отношение к результатам творческого труда ребенка.
- Соблюдение единства подходов в вопросах воспитания ДОУ и семьи.
- Соблюдение преемственности между ДОУ и школой.
Решение всех поставленных Программой целей и задач воспитания, представляется возможным в том случае, если педагогом организуется целенаправленная и систематическая поддержка разнообразных форм деятельности воспитанников, их инициативности и активности, с первых дней пребывания в ДОУ.
На первый план Программой выдвигается развивающая функция образования, предполагающая становление личности ребенка с ориентацией на его индивидуальные особенности.
Принципы построения Программы
При разработке Программы авторы опирались на ряд принципов:
- Принцип гуманно-личностного отношения к воспитанникам – предполагает своевременное и всестороннее развития личности ребенка, формирование у него необходимых духовных и нравственных качеств.
- Принцип комплексного решения задач воспитания и обучения – предусматривает совокупное решение задач по защите и укреплению здоровья детей, их всестороннего воспитания и развития.
- Принцип развивающего обучения – данный принцип является традиционным, основанным на научном положении Л.С. Выготского, предполагающего, что грамотно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
- Принцип культуросообразности – предполагает учет национальных и этнических особенностей воспитания детей, национальных и исторических традиций. В соответствии с данным принципом детей знакомят с традициями народа, национальными и культурными ценностями, формируют уважительное отношение к историческим корням.
Помимо данных принципов, организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с Программой осуществляется и с опорой на ряд традиционных принципов воспитания (систематичность, последовательность, доступность и т.д.).
Направления Программы
Основные направления Программы:
- Направленность на развитие личности ребенка – предполагает воспитания свободного, уверенного и инициативного человека, имеющего стойкую жизненную позицию и способного самостоятельно решать жизненные ситуации.
- Направленность на патриотическое воспитание – предусматривает формирование и развитие у детей уважительного отношения к своей Родине, народу, его истории, традициям и т.д. В рамках данной направленности детям прививают уважительное отношение к старшему поколению, знакомят с историческими событиями и т.п. Все это способствует формированию гордости за величие собственной страны, стремление защищать и охранять Отчизну.
- Направленность на дальнейшее образования – нацелена на развитие у ребенка стойкого познавательного интереса и стремления к получению знаний, формирования отношения к образованию как одной из ведущих жизненных ценностей. Данная направленность, предполагает формирование у детей навыков по самообразованию и самовоспитанию.
- Направленность на сохранение и укрепление здоровья детей – является одной из ведущих направленностей Программы, ставит перед воспитателями задачи по формированию у детей навыков ЗОЖ. Задача воспитателя сформировать у детей навыки по соблюдению гигиены, ежедневной потребности в выполнении упражнений по физической культуре (зарядка, гимнастика и т.п.).
- Направленность на учет индивидуальных особенностей ребенка – предполагает создание благоприятного эмоционального состояния ребенка, посредством учета его индивидуальных возможностей и потребностей в воспитании и обучении.