Комплексная программа «Детство» (далее Программа) – это примерная образовательная программа дошкольного образования, разработанная для педагогов и родителей, заинтересованных в полноценном развитии детей от рождения до 7-ми лет.
Структура и содержание программы
Комплексная программа «Детство» направлена на творческую самореализацию и развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Структура Программы представлена следующими образовательными областями:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Основная цель Программы – создание оптимальных условий, предоставляющих каждому воспитаннику детского сада возможности полноценно взаимодействовать с окружающим миром, посредством разного рода деятельности.
Содержание Программы в соответствии с ФГОС ДО предполагает:
- Наличие трех разделов: целевой, содержательный и организационный.
- Наличие представления об особенностях организации воспитательно-образовательного процесса в разных возрастных группах.
- Характеристику особенностям развития детей дошкольного возраста и ожидаемым результатам освоения Программы в разных возрастных группах.
- Постановку задач и ожидаемых результатов освоения Программы, на их основании наполнение содержания по каждой образовательной области в каждой возрастной группе.
- Раскрытие особенностей игры и игровой деятельности, как особенного развивающего пространства ребенка-дошкольника.
- Описание вариативных форм, методов, средств и способов эффективной реализации Программы.
- Описание особенностей образовательной и иной деятельности детей, в зависимости от их возраста.
- Основные направления и способы поддержания детской инициативы.
- Особенности организации педагогического мониторинга и диагностики.
- Дана характеристика особенностям взаимодействия между педагогическим коллективом и семье воспитанника.
- Представлены необходимые методические рекомендации по проектированию основной образовательной программы ДОУ.
- Определены содержание методических материалов, а также основных методов и средств воспитания и обучения.
- Представлен режим дня для каждой возрастной группы, а также режим дня на период адаптации детей к условиям ДОУ.
- Раскрыты особенности проведения традиционных для ДОУ мероприятий и особенности организации предметно-развивающей среды группы.
- Приложение Программы содержит примерные парциальные образовательные программы.
Принципы, на основании которых реализуется Программа:
- Принцип образования и развития
- Принцип сохранения и укрепления здоровья воспитанников
- Принцип сотрудничества с семьей воспитанника
- Принцип приобщения детей к социальным и культурным принципам
- Принцип опоры на традиции семьи, общества и государства
Особенности содержания Программы
Основной особенностью Программы является то, что ее содержание человекоориетированно и направлено на воспитание гуманного отношения у детей к окружающему миру.
Программа направлена на удовлетворение наиболее актуальных потребностей современных дошкольников, посредством их взаимодействия с разными сферами культуры (изобразительное искусство, музыка, родной язык и т.д.). Именно такое обширное и разнообразное содержание Программы является основой для полноценного и разностороннего развития творческих и познавательных способностей детей, их природных склонностей и интересов на всех ступенях дошкольного детства.
Каждый раздел Программы предполагает действие одного общего механизма:
- Ознакомление детей с определенной культурной областью или объектом.
- Увлечение детей данной областью или объектом.
- Освоение каждым воспитанников необходимых умений и навыков, позволяющих самореализоваться в данной культурной области и удовлетворить собственные индивидуальные потребности.
- Проявление детьми самостоятельной творческой активности, посредством усвоенных умений и навыков.
- Создание необходимых условий для эмоционального принятия детьми эстетических и моральных ценностей.
Таким образом, каждый воспитанник получает собственный социокультурный опыт, который становится фундаментом для дальнейшего полноценного развития ребенка и его готовности к школьному обучению.
Ведущие условия для полноценной реализации Программы
Ведущие условия реализации программы:
- Организация активного и разнообразного взаимодействия ребенка дошкольного возраста с окружающим миром. Данное условие «вытекает» из того, что каждый ребенок дошкольного возраста – это в первую очередь неутомимый деятель, который стремится познать окружающий его мир во всех его проявлениях.
- Соблюдение основного девиза Программы «Чувствовать-Познавать-Творить». Данные слова должны пронизывать каждый раздел Программы, тем самым обеспечивая целостность и единую направленность развития ребенка. Проявляется это в интеграции социального, эмоционального, созидательного, творческого и познавательного отношения ребенка к окружающему его миру.
Реализация Программы направлена на:
- Создание каждому воспитаннику условий для полного раскрытия его возможностей и способностей. Данное условие предполагает не ускорение процесса развития ребенка, а его качественное и плодотворное осуществление, в соответствии с индивидуальными и природными темпами личностного развития.
- Обеспечение разнообразной деятельности детей (совместной, индивидуальной, игровой, трудовой и т.д.). Чем разнообразнее и полнее детская деятельность, тем более значение она имеет для воспитанников и соответствует природе их развития.
- Ориентация всех условий реализации разделов Программы на личность ребенка, посредством создания эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной психологической атмосферы, направленных на его позитивное развитие.
Построение воспитательно-образовательного процесса ДОУ на основании Программы, предполагает ее осуществление не только в рамках группы детского сада, но и в рамках семьи воспитанника. Именно поэтому очень важно взаимодействие между педагогическим коллективом и родителями (опекунами) детей. В повседневной жизни Программа реализуется родителями через игру и игровую деятельность.