Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Коменский о классно-урочной системе

Сущность классно-урочной формы обучения, предложенной Я. А. Коменским

Определение 1

Классно-урочная система обучения – это форма организации учебно-воспитательного процесса, в основе которой лежит объединение учащихся в классы и их обучение на базе построения четко спланированных уроков.

Классно-урочная система обучения была оформлена в 17-ом столетии, благодаря педагогическим разработкам Я.А. Коменского. Его теоретические концепции были положены в основу практического устройства данной системы. Коменскому удалось обосновать целесообразность этой системы и разработать правила ее практического воплощения.

Я.А. Коменским впервые была выдвинута идея о возможности применения урока в качестве формы построения учебного занятия. Каждый урок строится по принципу монизма т.е. в его ходе, учащиеся усваивают знания и навыки по отдельной области знаний, конкретной учебной дисциплине, ее разделу, теме. При этом, организует процесс обучения педагог. Ему принадлежит приоритетная роль в учебном процессе. Он обладает авторитетом. В его задачу входит планирование учебного процесса на определенный временной период: год, полугодие, четверть, месяц, неделя, день, отдельный урок. Руководство и регламент деятельности на уроке осуществляется педагогом. Им выбираются методы и средства обучения, проводится оценка работы учащихся, анализируется усвоение ими учебного материала, прогнозируются их дальнейшие успехи и принимается решение о переходе на следующий этап обучения.

Система обучения Коменского основывается на организации учебно-воспитательного процесса с постоянным составом обучающихся, за счет их объединения в классы по возрастному признаку, с учетом уровня их развития и способностей. Занятия строятся в форме последовательной смены уроков, предусмотренных четко разработанным расписанием учебных дисциплин. Уроки сменяют друг друга т.е. предметы чередуются.

Каждый учебный предмет ведет один единственный педагог, который должен охватить вниманием максимальное количество учащихся, чтобы оценить их способности и проанализировать эффективность организации урока и внести поправки в планы.

Замечание 1

Поскольку, педагогу отводится приоритетная роль в учебном процессе, то он самостоятельно разрабатывает направленность деятельности, выбирает средства и способы преподнесения учебного материала по каждой теме урока и выбирает способы оценки усвоенных знаний.

«Коменский о классно-урочной системе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Индивидуальная форма обучения не признавалась Коменским, активно отвергалась и считалась неэффективной. Разработанная им, классно-урочная система организации учебно-воспитательной работы предполагала следующие правила практической организации:

  1. Единовременное принятие учащихся в учебное заведение и формирования классов с целью одновременного обучения коллектива;
  2. После начала учебных занятий новых детей не принимали в сформировавшийся коллектив, чтобы не допускать повторного проведения уже пройденного материала, не нарушать сложившийся коллектив, систему общения в нем;
  3. Каждый учащийся должен был пройти курс обучения, предусмотренный школьной программой и потому не имел права покидать стены учебного заведения несвоевременно, без наличия веских на то оснований;
  4. Дети объединяются в классы и каждому классу отводится учебный кабинет, где проходит его обучение. Число кабинетов и число классов должно быть равным;
  5. Учебные занятия проходят в течение четырех-пяти часов в день. Имеются выходные дни;
  6. Уроки начинаются в строго установленное время и требуют своевременного явления всех учащихся. Начинается занятие по специально установленному сигналу – звонку;
  7. Уроки следуют друг за другом, их разделяет небольшой перерыв для отдыха учащихся и педагога, подготовки к новому занятию;
  8. Построение урока предполагает разрешение учебной задачи, поставленной по определенной теме в течение его прохождения.

Я.А. Коменский предлагал строить уроки по комбинированному типу т.е. часть урока отводить на повторение пройденного материала, часть на изучение нового и часть на выполнение практических заданий – решение примеров, выполнение упражнений, закрепление навыков чтения и письма и т.д.

Положительные и отрицательные стороны классно-урочной системы обучения

На сегодняшний день, классно-урочная система обучения является самой популярной и широко распространенной во многих странах мира. Это обусловлено ее достоинствами:

  • четкая структура учебного процесса, его упорядоченность и контроль за его протеканием;
  • экономия финансового обеспечения учебно-воспитательной работы. Один педагог занимается обучением целого коллектива учащихся;
  • развивается применение коллективных форм обучения, формируются навыки взаимообучения;
  • дает возможность ознакомления учащихся с большим объемом учебной информации за малый временной период;
  • способствует развитию у учащихся навыков построения коммуникативных связей, развивает межличностное общение, что благотворно сказывается на воспитании основных нравственных качеств личности.

При всех достоинствах данной системы обучения нельзя сказать, что она является идеальной и лишена недостатков. Среди отрицательных сторон функционирования классно-урочной системы можно отметить следующие:

  • обучение ориентировано на обучение учащегося, наделенного среднем уровнем интеллекта;
  • индивидуальный подход, необходимый для личностного развития, не применяется в данной методике;
  • темп обучения является единым для всех. Поэтому происходит торможение в развитии более интеллектуально развитых детей, не развиваются их творческая сторона. При этом дети со слабым уровнем развития испытывают затруднения с усвоением учебного материала;
  • уроки проходят в основном в словесной форме, что развивает работу памяти и тормозит процесс мышления;
  • упражнения носят сугубо репродуктивный характер т.е. не развивается креативное мышление учащихся;
  • контроль со стороны педагога за освоением учебного материала каждым учащимся невозможен;
  • приоритетное положение педагога, его ведущая роль. На современном этапе общественного развития учебное заведение и педагог не составляют единственно возможный познавательный ресурс.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot