Специфика организации классно-урочной формы обучения
Классно-урочная форма организации учебного процесса – это особая разновидность способа построения учебно-воспитательной работы образовательного заведения, при которой происходит группировка учащихся по возрастному признаку и соответствующему ему развитию, и ведение учебных занятий в урочной форме.
Такая форма предполагает создание классов, в которых объединяются учащиеся одного возраста и уровня развития и проходят совместное обучение на всех его этапах. Обучение проходит на основе четко распланированных мероприятий и организации занятий в форме уроков. Уроки имеют определенную последовательность проведения, отличаются структурой и методикой.
Обучение проходит по плановому устройству: разрабатываются годовые планы учебно-воспитательной деятельности, которые могут быть дополнены полугодовыми, квартальными, месячными планами.
На каждом уроке происходит изучение только одной дисциплины, а учащиеся приобщаются к различным видам познавательной деятельности. Педагог занимает приоритетное положение в этой системе и наделен контрольными и управленческими функциями.
Классно-урочная система обучения имеет четко разработанную организацию, способствует воспитанию учащихся, экономит образовательные ресурсы.
Рисунок 1. Классно-урочная система обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация урока при классно-урочной системе обучения
Основным элементом классно-урочной системы обучения является урок. От его организации зависит эффективность процесса обучения и достижение основных образовательных целей.
При данной форме организации учебно-воспитательной деятельности, урок выступает компонентом учебного процесса, организуемый для группы учащихся одной возрастной категории, имеющих постоянный состав и предполагающий прохождение занятий по четко установленному расписанию, согласно предусмотренным планам и в соответствии с единой учебной программой.
Урок организуется в соответствии с социальным заказом, федеральными стандартами, программами образования, целями и задачами обучения и принципами организации учебно-воспитательной работы.
Чтобы урок приносил должный познавательный эффект требуется соблюдать следующие условия его организации:
- Постановка целей и задач проведения учебного занятия;
- Обеспечение информационного снабжения уроков в оптимальных объемах;
- Применение современных технологий в организации уроков, инновационных технологий и средств;
- Построение структуры урока на основе креативного, творческого подхода;
- Применение различных методов, форм и средств для оптимальной организации урока;
- Применение форм коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке;
- Проведение контрольных и координационных мероприятий для оценки результатов урока;
- Формирование в программе урока части, направленной на воспитание нравственных качеств личности, привитие общечеловеческих ценностей;
- Ориентация на развитие жизненно важных качеств;
- Урок должен мотивировать учащихся к познавательной деятельности, развивать их творческую активность;
- Организация урока в зоне ближайшего развития и с ориентацией на опережающий уровень.
Построение урока основывается на плановых мероприятиях. Педагог ставит цели и задачи организации урока, ориентируясь на стандарты обучения и образовательные программы, а также личностные мотивы т.е. то, чего он хочет добиться от реализации данного занятия. Затем, происходит выбор средств, которые помогут достичь целевого назначения урока и решить его задачи. После этого осуществляется планирование методов и средств, которые будут применены в ходе прохождения урока и помогут достичь его цели.
Каждый урок имеет определенное структурное строение, содержащее алгоритм его организации. Структура урока включает в себя компоненты, являющиеся стадиями организации учебного процесса. Этими компонентами являются:
- Актуализация темы урока – урок начинается с определения его темы и выбора содержания ей соответствующей;
- Развитие новых понятий и способов деятельности – в ходе урока происходит ознакомление учащихся с новыми теоретическими знаниями и развиваются определенные навыки, умения, варианты действий в той или иной ситуации;
- Практическая реализация усвоенного материала- по завершению урока, учащимся предлагаются задания, которые покажут насколько полно был усвоен познавательный материал и возможно ли его применить на практике.
Построение уроков зависит от конкретной дисциплины, тематики, целевого назначения учебного занятия, возможностей его материального и технического снабжения. Уроки могут быть вводными т.е. знакомить учащихся с содержанием дисциплины, которая будет изучаться в дальнейшем, могут носить сугубо теоретический характер, ориентируясь на привитие учащимся новых научных знаний, а могут быть практического назначения т.е. развивать навыки практического использования, освоенной учебной информации. Кроме того, существуют уроки, направленные на закрепление или повторение, пройденного материала, а также контрольные или проверочные уроки, нацеленные на анализ и оценку, полученных знаний и степень их усвоения.
Этапы организации урока
Чтобы преподнести учебный материал правильно и помочь учащимся с его восприятием и освоением, педагог должен обладать достаточным уровнем профессионализма и навыки качественной подготовки урока. Любой урок организуется при соблюдении следующей последовательности этапов:
- Стадия диагностики. На этом этапе происходит выяснение всех обстоятельств и условий проведения урока. Педагог должен определить потенциальные возможности и способности учащихся, разобраться с их стремлениями и мотивами деятельности, определить уровень их интеллектуального развития и знать персональные особенности развития определенной возрастной категории учащихся, а также индивидуальную специфику отдельных учащихся, уровень познавательной активности и развития группы. Также педагогу необходимо определить особенности и характер учебного материала, его функциональную роль, в соответствии с чем, построить структуру урока и провести анализ ресурсов, которые потребуются для его организации.
- Стадия прогнозирования. На этом этапе осуществляется разработка прогнозов, возможного хода прохождения урока и его итогов. Выбирается несколько вариантов проведения урока и производится остановка на одном из наиболее оптимальных и продуктивных.
- Стадия планирования. Здесь предполагается разработать программу прохождения урока, составить четкий план работы педагога и спланировать деятельность учащихся. Педагог составляет программу управления познавательным процессом учащихся, основанную на определении лиц, которые будут опрошены, в какой момент это произойдет, каким образом будет введена проблема урока и озвучено его содержание, какие этапы он будет включать и т.д.