Учебный предмет и его дидактическая модель
Учебный предмет – это совокупность знаний, умений и навыков из определенной сферы, отбранных для изучения в учебном заведении.
Дидактическая модель учебного предмета – это целостность, которая состоит из двух блоков: основного блока, включающего содержание, ради которого учебный предмет вводят в учебный план, а также блока средств, обеспечивающего процесс усвоения знаний, формирования умений, развития и воспитания.
Образование в качестве педагогического явления представлено неразрывным единством интеллектуального, эмоционально-ценностного и валеологического компонентов. Интеллектуальный компонент состоит из передачи знаний, умений и навыков, развития мышления. Эмоционально-ценностный компонент подразумевает приобщение учеников к ценностям и развитие эмоционально-волевой сферы, которая и определяет поведение. Валеологический компонент связан с физическим развитием детей и приобщением их к здоровому образу жизни. Им предполагается процесс целенаправленного формирования физически и психически здоровой личности, которая может противостоять неблагоприятным внешним воздействием.
В системе современного образования учебный предмет является основным средством через которое реализуется содержание образования, формой фиксации содержания образования, а также средством его передачи.
Классификация учебных предметов
На сегодняшний день существует несколько классификаций учебных предметов. С древних времен учебные предметы подразделяли на две большие группы: естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.
Но эти две группы учебных предметов не могут охватить все многообразие учебных дисциплин. В учебных планах обязательно выделяют трудовое обучение, физическую культуру, музыку и прочие дисциплины, которые не могут быть отнесены ни к одной из обозначенных двух групп.
Попытку классифицировать учебные предметы на основании их основного назначения предпринял Леднев В.С. Им был выделен следующий комплекс учебных предметов, характеризующихся определенной доминантной направленностью:
- учебные предметы, образовательная доминанта которых – умственное воспитание учеников;
- социальный цикл предметов – общее ценностно-ориентационное образование;
- языковой цикл предметов – общее коммуникативное образование;
- эстетический цикл предметов – общее эстетическое образование;
- трудовое обучение – общее трудовое образование;
- физкультура – общее физическое воспитание.
Приведенная выше классификация имеет огромное значение в разработке содержания, средств и форм организации обучения, в составлении новых и корректировке уже имеющихся учебных планов.
Определенные перспективы применения имеет классификация учебных предметов, основанная на ведущем компоненте содержания образования, предложенная Журавлевым И. К. Ведущими компонентами учебных предметов могут быть:
- совокупность научных знаний (биология, физика, география, химия);
- определенный способ деятельности (иностранный язык, труд, математика, физкультура, черчение, технические дисциплины);
- творческая деятельность;
- эмоционально-ценностное отношение и образное видение мира – музыка, литература, танцы, изобразительное искусство и пр.
Вышеприведенная классификация учебных предметов логически законченная, охватывающая существующие и возможные новые учебные предметы. Но отнесение учебного предмета в ту или иную группу базируется в ней на его конкретном состоянии в современной школе.
Если брать за основу идею о том, что образование включает три основных компонента: интеллектуальный, эмоционально-ценностный и валеологический, то могут быть выделены три группы учебных предметов на основании ведущего образовательного компонента.
- Первая группа предметов (ведущий компонент – интеллектуальный) –математика, химия, физика и пр. Основным направлением изучения данных предметов выступает формирование интеллектуальной сферы личности школьника. При этом в первую очередь решают задачу передачи знаний, формируют умения и навыки, развивают творческое теоретическое мышление. Однако это невозможно без пробуждения эмоционально-ценностного отношения к интеллектуальной деятельности, осознания ценности полученных знаний, пробуждение познавательного интереса и любознательности.
- Вторая группа предметов (ведущий компонент – эмоционально-ценностный) – музыка, литература, изобразительное искусство, основным назначением которых выступает формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие эмоционально-образного мышления. Знания, умения и навыки в содержании этих предметов выполняют процессуальную функцию, то есть выступают как средство пробуждения иррационального проникновения в действительность.
- Третья группа предметов (ведущий компонент – валеологический) – ОБЖ, физкультура, физиология и пр. Они поддерживают и укрепляют здоровый образ жизни, развивают жизненные силы школьников. В данном случае знания, умения и навыки выступают как средство реализации основной функции этих учебных предметов. Важная часть рассматриваемого блока – формирование положительного отношения к здоровому образу жизни, осознание ценности своего здоровья и здоровья окружающих, потребность укреплять его и негативно относиться ко всему, что оказывает на него негативное воздействие.
Каждая группа предметов вместе с выполнением своей основной функции обязательно предполагает формирование эмоционально-ценностного отношения к той области деятельности, которую она отражает. Иными словами, эмоционально-ценностный компонент объективно существует в содержании любого типа учебного предмета.