Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классификация программ творческого саморазвития учащихся

Творческое саморазвитие учащихся как приоритетная цель учебно-воспитательной работы

Определение 1

Творческое саморазвитие – это разновидность творческой деятельности, основанная на стремлении личности к повышению своей творческой компетентности, самопознанию, самореализации, самоутверждению и самовыражению.

В основе организации педагогической деятельности лежит полноценное развитие личности. Творческое развитие учащегося – важный аспект данного развития.

Сформировать у каждого учащегося потребность в саморазвитии и навыки данного направления деятельности является продуктивным итогом реализации учебно-воспитательной деятельности. Особенно, если она опирается на личностно-ориентированный подход.

Творческое саморазвитие учащихся в педагогическом процессе опирается на следующие условия:

  1. Реализация личностно-ориентированного подхода.
  2. Индивидуальная направленность обучения и воспитания.
  3. Творческое содержание образовательной программы и разных направлений деятельности учащихся.
  4. Наличие яркой, эмоционально окрашенной, насыщенной развивающей среды в учебном заведении.
  5. Опора на искусство и культуру, художественную деятельность учащихся, являющихся средством самопознания и самовыражения личности.
  6. Включение учащихся в активную самостоятельную художественно-творческую деятельность на всех уровнях и стадиях образования.
  7. Включение учащихся в исследовательскую деятельность.
  8. Организация в учебном заведении дополнительной внеурочной деятельности: кружки, клубы по интересам, исследовательские центры, проведение совместных экскурсий, походов.
  9. Использование методов проблемного обучения. Они позволяют активизировать творческое мышление учащегося и стимулировать его к самостоятельному поиску, проявлению инициативы.
  10. Создание условий для творческой мотивации учащихся. В начальной школе формируется интерес к творчеству, искусству; в средней происходит формирование потребности в художественно-творческой деятельности и воспитание устойчивого интереса к ней; в старшей школе – активизация культурного опыта, повышение общей культуры личности в ходе освоения разных аспектов художественной и творческой деятельности.
«Классификация программ творческого саморазвития учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Творческое саморазвитие необходимо каждой личности, поэтому воспитанию его основ уделяется особое внимание в педагогическом процессе. Оно реализуется на основании составления специальных программ. Таких программ большое количество. Они разделяются в зависимости от сферы личности, на которую опирается реализация процесса творческого саморазвития.

Программы интеллектуального саморазвития

Данные программы опираются на развитие интеллектуальной сферы личности учащегося. Развитый интеллект - основа успеха в любой сфере деятельности. Интеллектуальный компонент необходим в творческом процессе. Он помогает активизировать креативное мышление, логику деятельности.

Программы интеллектуального саморазвития учащихся опираются на формирование познавательной активности учащегося. Такие программы включают в себя следующие направления деятельности:

  1. Изучение родного и иностранных языков.
  2. Развитие общей культуры учащегося.
  3. Расширение кругозора учащегося.
  4. Формирование мотивации к познанию и исследованию.
  5. Познание мира с научной точки зрения (изучение различных наук и их закономерностей, описания ими устройства мира и его процессов).

Программы физического саморазвития

Физические процессы имеют тесную связь с интеллектом. Это обуславливает необходимость физического развития для повышения интеллектуального уровня развития личности.

Физическое саморазвитие не предполагает усиленную спортивную подготовку и завоевание медалей на Олимпиадах. Оно реализуется по следующим направлениям деятельности:

  1. Развитие мотивации к физическим упражнениям. Развивается привычка выполнения регулярных физических упражнений, которая становится потребностью.
  2. Пропаганда здорового образа жизни. Развитие желания и стремления к сохранению и поддержанию своего здоровья, бережному отношению к нему является залогом полноценного развития личности.
  3. Включение дисциплины «Физическая культура» в образовательный процесс учебных заведений. На занятиях по данной дисциплине происходит развитие двигательных навыков учащихся, формируется координация движений, развивается мышечная активность, повышается тонус мышц и т.д.
  4. Профилактика употребления алкоголе содержащих, наркотических, психотропных и иных веществ.

Программы духовного саморазвития

Данные программы опираются на создание комфортной психологической обстановки в учебном заведении, развитие эмоциональной сферы личности.

Духовное саморазвитие тесно связано с физическим и интеллектуальным становлением личности. физическое развитие организма и его интеллектуальное развитие не может быть реализовано без участия духовной сферы личности.

Программы духовного саморазвития личности учащихся включают в себя следующие направления деятельности:

  1. Развитие эмоциональной сферы личности.
  2. Формирование любви к Родине, своему народу через патриотическое воспитание.
  3. Экологическое воспитание, формирующее основы бережного отношения к природе и ее процессам.
  4. Воспитание уважения к труду и принятие его ценности.
  5. Развитие позитивного отношения к миру и его закономерностям, а также позитивного восприятия всего окружающего.
  6. Изучение истории и культуры своего народа, его обычаев и традиций.
  7. Нравственное развитие личности.

Программы культурного саморазвития

Культурное развитие личности, формирование основ культурного поведения, стремления к совершенствованию своей личности в данной сфере – является основой культурного саморазвития каждой личности.

Программы культурного саморазвития учащихся включают следующие направления деятельности:

  1. Этическое воспитание. Оно связано с усвоением норм этического поведения.
  2. Эстетическое развитие личности. Оно предполагает формирование основ эстетического восприятия, любви к прекрасному.
  3. Знакомство с историей.
  4. Изучение дисциплин сферы искусства: музыка, изобразительное искусство, ритмика.
  5. Организация посещений учреждений культуры: театры, музеи, галереи, концерты.
  6. Развитие организационных навыков деятельности.

Программы социального саморазвития

Социальное саморазвитие связано со становлением личности в качестве члена социальной сферы, нахождением своего места в социальном мире и совершенствованием навыков установления социальных связей и отношений, продуктивного социального взаимодействия.

Социальное саморазвитие осуществляется по следующим направлениям:

  1. Создание комфортной психологической среды в учебном заведении.
  2. Формирование навыков коллективного взаимодействия.
  3. Воспитание толерантности.
  4. Развитие основ самоконтроля и саморегуляции поведения.
  5. Организация совместного творчества учащихся.
  6. Использование технологий проектного обучения.

Как правило, творческое саморазвитие личности является комплексным процессом. Оно требует активизации работы всех сфер личности. Какие-то сферы требуют особого внимания, а какие-то оказываются на высоком уровне развития, но не исключают их совершенствование. Это обуславливает использование комплексных программ творческого саморазвития учащихся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot