Сущность кейс-технологии в образовательном процессе
Кейс-стади – это конкретные учебные ситуации, которые создаются для их реализации на учебных занятиях.
Учебные ситуации носят запутанный характер. Они требуют от учащихся активизации логики и нестандартного подхода к их решению. Они ориентированы на развитие навыков командной работы, проведения аналитических исследований и развитие умений принимать решения в той или иной нестандартной ситуации.
Сущность данной образовательной технологии сводится к тому, что педагогом предлагаются различные ситуации, происходящие в реальной жизни, в какой-то ее сфере. Ситуации задаются таким образом, чтобы учащимся была понятна проблема, которую они должны разрешить, а также система знаний, которую они должны усвоить по ходу разрешения данной проблемы.
Проблема, заложенная в учебной ситуации, не имеет однозначного способа решения. Решение должно быть найдено учащимися. Для этого они применяют знания, имеющиеся у них по данной учебной дисциплине, или опыт схожей деятельности.
Применение кейс-технологии в образовательном процессе обладает следующими преимуществами:
- Развитие навыков применения теоретических знаний на практике.
- Активизация самостоятельного мышления учащихся.
- Формирование навыков аргументации своей точки зрения.
- Формирование навыков восприятия и оценка чужой точки зрения.
- Развитие аналитических навыков.
- Формирование навыков поиска решения различных проблем и задач.
- Активизация творческого потенциала учащегося и педагога.
- Эффективный метод коррекционного обучения.
Рисунок 1. Идеальный кейс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура кейс-технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Использование кейс-технологии в организации учебного занятия с детьми, имеющими особые образовательные потребности, ориентировано на социальное развитие ребенка с отклонениями в развитии.
Кейс-технология, в данном случае, является определенной жизненной ситуацией, которая представляется максимально наглядно и детально. Данная ситуация помогает учащемуся познать жизнь, изучить ее отдельные аспекты, рассмотреть способы решения проблем, возникающих в ходе социального взаимодействия.
Благодаря разбору и анализу жизненных ситуаций, учащиеся приобретают опыт оптимальной и продуктивной социальной деятельности и повышают свою социальную компетентность.
Кейс-технологии могут быть применены на разных стадиях обучения и на разных дисциплинах. Они могут быть ориентированы на решение логопедических задач или коррекцию психофизиологического развития организма ребенка с особенностями развития.
Кейс, применяемый в коррекционном обучении, состоит из следующих компонентов:
- Фабула. Она является жизненной ситуацией, которая подлежит разбору и анализу. Фабула является фактическим повествованием, отражением событий, случаев, действий, их последовательности и особенностей прохождения, специфических характеристик. Фабула имеет определенный сюжет. События развиваются по конкретным закономерностям и имеют определенную динамику.
- Контекст ситуации. Любая ситуация имеет контекст своего развития: условия прохождения, исторический аспект, специфика действий, особенности участников ситуации, совершаемые ими действия.
- Комментарий к ситуации. Чтобы учащимися ситуация была адекватно воспринята, понятна и доступна, автор может как-то е прокомментировать. Комментарий содержит какие-то детали ситуации, отражает особые условия ее развития, итоги.
- Вопросы и задания для работы с кейсом. К ситуации задаются наводящие, вопросы, помогающие учащимся ее проанализировать и сделать определенные выводы, найти решение проблемы. По всей ситуации разрабатывается комплекс вопросов, требующих ответов учащихся и создаются задания, которые требуют активизации мышления и логики, творческого подхода к делу.
Положительные и отрицательные стороны применения кейс-технологии в коррекционной педагогике
Применение кейс-технологии в коррекционном обучении имеет ряд недостатков. К ним относятся:
- Невозможно применять данную технологию ко всем ситуациям. У ситуации не должно быть единственно верного варианта решения. Иначе, учащиеся не будут развиваться в творческом плане и решение проблемной ситуации не принесет должно образовательного эффекта;
- Ограниченность информационных ресурсов. По исследуемой проблеме дается только та информация, которая необходима для решения проблемы;
- Опора на знания, которые уже имеются у учащихся. Это не дает возможности использовать кейс-технологию на этапах начального обучения и при изучении новой темы.
Наличие недостатков обуславливает и наличие положительных моментов в применении данной технологии. К ним относятся:
- Предоставление учащимся всего объема материала по исследуемой теме;
- Отрабатывается только тот материал, который уже был изучен учащимися;
- Пропуск уроков не является преградой для познания. Учащийся может рассмотреть те вопросы, которые он пропустил и освоить их самостоятельно;
- Самостоятельное планирование временного интервала на отработку конкретной темы;
- Кейс, собранный к концу учебного года, четверти может быть использован для подготовки к промежуточной или итоговой аттестации;
- Открытость информации для учащихся о проделанной самостоятельной работе и итогах обучения. Учащиеся могут видеть результаты своего труда и динамику своего развития.
Чтобы кейс-технология давала положительные эффекты в коррекционном обучении, требуется выбирать такие ситуации, которые иллюстрируют аспекты реальной жизни. Это упрощает их восприятие и понимание учащимися.
Учебная ситуация должна обязательно ориентироваться на развитие дискуссии т.е. учащиеся должны стремится к ее обсуждению для нахождения верного решения. Это не только развивает мышление детей с особенностями развития, но и формирует их коммуникативные навыки.