Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение социально-правового материала в младших классах

Определение 1

Социально-правовое обучение – это разновидность правового воспитания подрастающего поколения, направленная на усвоение детьми правовых знаний, социальных норм и законов, правил поведения, основ правомерной и социально допустимой деятельности.

Воспитание детей в соответствии с требованиями и нормами общества – насущная необходимость. Оно реализуется как основа подготовки ребенка к социальной жизнедеятельности. Знание своих прав и свобод, правовых норм социального поведения- основа продуктивной, успешной деятельности и полноценного развития учащегося. В этой связи, социально-правовой материал включается в образовательную программу школы еще на начальных этапах обучения учащихся.

Правовое воспитание актуально начинать с первых дней попадания ребенка в учебное заведение. Первоначально оно предполагает знакомство с регламентом школы, правилами поведения в ее стенах, на уроках, знакомство с его новой социальной ролью и основами поведения, ей соответствующими.

Включение социально-правового материала в образовательный процесс начальной школы как направление правовой социализации подрастающего поколения

Изучение правового материала учащимися начальной школы реализуется по следующим воспитательным направлениям:

  • Предоставление учащимся знаний по правовым вопросам для их ориентации в правовых аспектах социальной деятельности.
  • Воспитание уважения к законам их осознанное принятие.
  • Формирование понимания необходимости законопослушного и правомерного поведения в разных сферах и направлениях деятельности.

Каждое из этих направлений является обеспечением реализации правовой социализации подрастающего поколения. Она выступает основой погружения учащегося в правовую среду, в систему социальных отношений, позволяя разобраться в правовых нормах, исследовать их, оценить необходимость их введения и создать условия полноценного социального развития ребенка на этапе начального школьного обучения и в текущей жизнедеятельности.

«Изучение социально-правового материала в младших классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Социально-правовой материал ориентирован на развитие у младших школьников правового сознания. Возможно, в этот возрастной период оно еще не будет полноценно сформировано, но его основы будут заложены. Учащиеся получат представления о правомерном поведении и разовью навыки активной правовой деятельности. Кроме того, правовая социализация позволяет сформировать гражданскую позицию младшего школьника, воспитать у него правовую и общую культуру поведения.

Роль правовой социализации сводится к следующим положительным аспектам:

  • Получение учащимися знаний о социуме и его структуре, системе отношений в нем;
  • Усвоение информации о правовом регулировании социального взаимодействия;
  • Освоение способов социальной жизнедеятельности, носящей продуктивный характер и развивающее значение для каждого гражданина;
  • Воспитание правовой ответственности и морального отношения к своим действиям и поступкам;
  • Ознакомление с правами и свободами, обязанностями ребенка младшего школьного возраста;
  • Осознание значимости норм и правил социального поведения;
  • Усвоение правил безопасного поведения в обществе.

Все это достигается посредством использования социально-правового материала на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников.

Механизм реализации правового воспитания младших школьников

Этап начального школьного обучения имеет свою специфику. Она обуславливает особенности преподнесения учащимся социально-правовой информации, формирования у них правовой культуры.

Как правило, освоение учащимися начальных классов социально-правового материала реализуется в следующих формах работы:

  1. Включение правовой информации в образовательную программу. Правовые аспекты могут быть рассмотрены на уроках чтения, окружающего мира. Она дают представления о правильном и неправильном поведении, поступках и их последствиях.
  2. Внеклассная работа. Она связана с проведением классных часов, бесед, касающихся различных сторон правовой деятельности и правового взаимодействия. Дети знакомятся с правовыми нормами, законами.
  3. Организация взаимодействия семьи и школы. Связь педагогов с родителями позволяет расширить воспитательный потенциал учебного заведения, передав часть полномочий по формированию основ правового поведения родителям и, создав единую направленность воспитательной работы. Воздействие на правосознание учащихся будет носить идентичный характер.
  4. Приобщение младших школьников к первичным основам нормотворчества. Это может быть реализовано практическим путем: через совместную разработку норм поведения в классе, на уроках, общения в коллективе.
  5. Организация сюжетно-ролевых игр, темы которых затрагивают разные стороны социального и правового поведения. Как правило, они реализуются во внеурочной деятельности, но могут быть включены и в учебные занятия для изучения конкретной темы, конкретного вопроса правового характера.

Условия продуктивного применения социально-правового материала на этапе начального школьного обучения

Чтобы обеспечить эффективность обучения учащихся начальной школы основам права, сформировать у них основы правовой культуры, необходимо внедрять социально-правовой материал в образовательный процесс на основании соблюдения ряда условий:

  1. Системный и дифференцированный подход к младшим школьникам;
  2. Мотивация к получению правовой информации, ознакомления с правовыми основами жизнедеятельности;
  3. Выработка положительного восприятия правовой информации и эмоционального отклика на нее;
  4. Обеспечение связи правовой информации с аспектами реальной жизнедеятельности т.е. с опытом учащихся, ситуациями, в которые они попадали, школьной средой и т.д.;
  5. Учет индивидуальных психологических особенностей развития учащихся, их возрастной специфики освоения информации при выборе методов и средств ее передачи;
  6. Создание условий для осознанного восприятия правовой информации.
Дата последнего обновления статьи: 05.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot