Социально-правовое обучение – это разновидность правового воспитания подрастающего поколения, направленная на усвоение детьми правовых знаний, социальных норм и законов, правил поведения, основ правомерной и социально допустимой деятельности.
Воспитание детей в соответствии с требованиями и нормами общества – насущная необходимость. Оно реализуется как основа подготовки ребенка к социальной жизнедеятельности. Знание своих прав и свобод, правовых норм социального поведения- основа продуктивной, успешной деятельности и полноценного развития учащегося. В этой связи, социально-правовой материал включается в образовательную программу школы еще на начальных этапах обучения учащихся.
Правовое воспитание актуально начинать с первых дней попадания ребенка в учебное заведение. Первоначально оно предполагает знакомство с регламентом школы, правилами поведения в ее стенах, на уроках, знакомство с его новой социальной ролью и основами поведения, ей соответствующими.
Включение социально-правового материала в образовательный процесс начальной школы как направление правовой социализации подрастающего поколения
Изучение правового материала учащимися начальной школы реализуется по следующим воспитательным направлениям:
- Предоставление учащимся знаний по правовым вопросам для их ориентации в правовых аспектах социальной деятельности.
- Воспитание уважения к законам их осознанное принятие.
- Формирование понимания необходимости законопослушного и правомерного поведения в разных сферах и направлениях деятельности.
Каждое из этих направлений является обеспечением реализации правовой социализации подрастающего поколения. Она выступает основой погружения учащегося в правовую среду, в систему социальных отношений, позволяя разобраться в правовых нормах, исследовать их, оценить необходимость их введения и создать условия полноценного социального развития ребенка на этапе начального школьного обучения и в текущей жизнедеятельности.
Социально-правовой материал ориентирован на развитие у младших школьников правового сознания. Возможно, в этот возрастной период оно еще не будет полноценно сформировано, но его основы будут заложены. Учащиеся получат представления о правомерном поведении и разовью навыки активной правовой деятельности. Кроме того, правовая социализация позволяет сформировать гражданскую позицию младшего школьника, воспитать у него правовую и общую культуру поведения.
Роль правовой социализации сводится к следующим положительным аспектам:
- Получение учащимися знаний о социуме и его структуре, системе отношений в нем;
- Усвоение информации о правовом регулировании социального взаимодействия;
- Освоение способов социальной жизнедеятельности, носящей продуктивный характер и развивающее значение для каждого гражданина;
- Воспитание правовой ответственности и морального отношения к своим действиям и поступкам;
- Ознакомление с правами и свободами, обязанностями ребенка младшего школьного возраста;
- Осознание значимости норм и правил социального поведения;
- Усвоение правил безопасного поведения в обществе.
Все это достигается посредством использования социально-правового материала на уроках и во внеурочной деятельности младших школьников.
Механизм реализации правового воспитания младших школьников
Этап начального школьного обучения имеет свою специфику. Она обуславливает особенности преподнесения учащимся социально-правовой информации, формирования у них правовой культуры.
Как правило, освоение учащимися начальных классов социально-правового материала реализуется в следующих формах работы:
- Включение правовой информации в образовательную программу. Правовые аспекты могут быть рассмотрены на уроках чтения, окружающего мира. Она дают представления о правильном и неправильном поведении, поступках и их последствиях.
- Внеклассная работа. Она связана с проведением классных часов, бесед, касающихся различных сторон правовой деятельности и правового взаимодействия. Дети знакомятся с правовыми нормами, законами.
- Организация взаимодействия семьи и школы. Связь педагогов с родителями позволяет расширить воспитательный потенциал учебного заведения, передав часть полномочий по формированию основ правового поведения родителям и, создав единую направленность воспитательной работы. Воздействие на правосознание учащихся будет носить идентичный характер.
- Приобщение младших школьников к первичным основам нормотворчества. Это может быть реализовано практическим путем: через совместную разработку норм поведения в классе, на уроках, общения в коллективе.
- Организация сюжетно-ролевых игр, темы которых затрагивают разные стороны социального и правового поведения. Как правило, они реализуются во внеурочной деятельности, но могут быть включены и в учебные занятия для изучения конкретной темы, конкретного вопроса правового характера.
Условия продуктивного применения социально-правового материала на этапе начального школьного обучения
Чтобы обеспечить эффективность обучения учащихся начальной школы основам права, сформировать у них основы правовой культуры, необходимо внедрять социально-правовой материал в образовательный процесс на основании соблюдения ряда условий:
- Системный и дифференцированный подход к младшим школьникам;
- Мотивация к получению правовой информации, ознакомления с правовыми основами жизнедеятельности;
- Выработка положительного восприятия правовой информации и эмоционального отклика на нее;
- Обеспечение связи правовой информации с аспектами реальной жизнедеятельности т.е. с опытом учащихся, ситуациями, в которые они попадали, школьной средой и т.д.;
- Учет индивидуальных психологических особенностей развития учащихся, их возрастной специфики освоения информации при выборе методов и средств ее передачи;
- Создание условий для осознанного восприятия правовой информации.