История в школьном образовании
Современной системе образования в школах характерны постоянные изменения и совершенствование учебно-воспитательного процесса. ФГОС подразумевают, что результатом образования должна стать гармонично развитая личность с высоким уровнем социальной адаптированности, необходимым объемом навыков для дальнейшего обучения, а также соответствующим уровнем ответственности за себя и свою жизнь.
Особое место в школьном образовании занимают знания, при усвоении которых дети не просто получают информацию, но и формируют позицию относительно нее, делая определенные выводы, что в итоге имеет воспитательный эффект. Одни из примеров таких знаний – исторические знания, на основании которых идет формирование исторических представлений у детей.
Младший школьный возраст – сензитивный период, в рамках которого у детей идет формирование познавательного отношения к окружающей действительности, развитие учебных навыков, улучшение самоорганизации и саморегуляции поведения. Центральные психические новообразования в младшем школьном возрасте – это:
- достижение качественно нового уровня сформированности произвольной регуляции деятельности и поведения;
- улучшение рефлексии, анализа и внутреннего плана действий;
- новый тип восприятия окружающего мира, выстраивание к нему нового познавательного отношения;
- ориентация на группу сверстников.
Психолого-педагогическими исследованиями было продемонстрировано, что для формирования у детей правильных и полных представлений о чем-либо, абсолютно недостаточно просто демонстрировать изображения, сопровождаемые вербальными материалами и объяснениями. В связи с этим требуют использовать такие приемы, которые бы способствовали тому, что эти представления будут закреплены и уточнены. В частности, к таким приемам относят словесные описания, рисование, графическое воспроизведение объектов и пр.
Козиной Е. Ф. в одном из исследований был экспериментально обоснован ряд педагогических условий формирования научных представлений, касающихся пространства и времени у младших школьников. Ею были выделены следующие условия:
- соблюдать преемственность этапов формирования научных представлений, касающихся пространства и времени у детей младшего школьного возраста;
- систематизировать знания учеников начальной школы о пространстве и времени, а также реализовывать данную систему посредством методики изучения данных категорий;
- вовлекать детей в целенаправленное наблюдение за реальными объектами и явлениями окружающего мира в качестве отправной точки процесса формирования научных пространственно-временных представлений у учеников начальной школы в рамках постоянного соотнесения модели с оригиналом;
- реализовать междисциплинарно-тематический подход к исследованиям учениками начальных классов пространства и времени в цикле предметов естественного и гуманитарного уклона.
Стоит сказать, что история как наука, оперирует следующими ключевыми категориями:
- историческое время;
- историческое пространство;
- историческое движение, или развитие.
Именно обозначенные категории задают усвояемую школьниками систему исторических знаний, на основании которых идет формирование исторических представлений детей.
Формирование исторических представлений в младшем школьном возрасте
Для формирования у младших школьников исторических представлений должны использоваться ассоциации с имеющимися у детей представлениями о современных событиях и явлениях.
Выстраивая уроки истории, педагогу особое внимание необходимо обращать на две основные группы исторических фактов:
- первая группа представлена фактами, которые отражают единичные события, являющиеся неповторимыми, например, Ледовое побоище 1242 года, или Куликовская битва 1380 г.;
- вторая группа представлена историческими явлениями, которые свойственны определенному временному периоду или эпохе, например, крепостное право или крестьянские бунты и пр.
Стоит отметить, что исторические факты могут быть разного объема, а также разного уровня сложности и значимости. Сложные исторические факты можно понять и осмыслить только после разбора их через анализ детьми более простых фактов, входящих в какой-то более сложный. С другой стороны, сами простые факты требуют некоторой конкретизации – необходимо знать точные даты, имена участников и пр.
Только при сочетании фактов разной степени сложности могут быть воссозданы конкретные образы исторических явлений. При этом сами исторические события тесно взаимосвязаны.
Помимо этого, нужно помнить, что факты – основа для формулировки теоретических выводов и обобщений. Принято выделять несколько приемов формирования у учащихся начальной школы исторических представлений:
- описание содержания исторической картины;
- анализ событий и фактов;
- сюжетный рассказ;
- практические действия учеников – рисунки, изготовление макетов и работа с пластилином и пр.
Отдельные исторические факты и события должны быть рассмотрены в их временной протяженности, последовательности, синхронности или асинхронности протекания. Способ ориентации учеников в историческом времени должен состоять из действий сравнения, сопоставления и соотношения заданных исторических фактов с другими фактами временных и пространственных связей. При этом необходимое условие – широко применять наглядные пособия, которые могут выполнить и сами обучающиеся, в том числе в рамках внеурочной деятельности.
В наши дни современными учеными продолжаются исследования в сфере методического обеспечения учебной деятельности на уроках истории в школе и создавая психолого-педагогические условия для высокой эффективности формирования исторических представлений у учеников начальных классов.