Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение исторических событий на уроках истории в начальных классах

История в школьном образовании

Современной системе образования в школах характерны постоянные изменения и совершенствование учебно-воспитательного процесса. ФГОС подразумевают, что результатом образования должна стать гармонично развитая личность с высоким уровнем социальной адаптированности, необходимым объемом навыков для дальнейшего обучения, а также соответствующим уровнем ответственности за себя и свою жизнь.

Особое место в школьном образовании занимают знания, при усвоении которых дети не просто получают информацию, но и формируют позицию относительно нее, делая определенные выводы, что в итоге имеет воспитательный эффект. Одни из примеров таких знаний – исторические знания, на основании которых идет формирование исторических представлений у детей.

Младший школьный возрастсензитивный период, в рамках которого у детей идет формирование познавательного отношения к окружающей действительности, развитие учебных навыков, улучшение самоорганизации и саморегуляции поведения. Центральные психические новообразования в младшем школьном возрасте – это:

  • достижение качественно нового уровня сформированности произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • улучшение рефлексии, анализа и внутреннего плана действий;
  • новый тип восприятия окружающего мира, выстраивание к нему нового познавательного отношения;
  • ориентация на группу сверстников.

Психолого-педагогическими исследованиями было продемонстрировано, что для формирования у детей правильных и полных представлений о чем-либо, абсолютно недостаточно просто демонстрировать изображения, сопровождаемые вербальными материалами и объяснениями. В связи с этим требуют использовать такие приемы, которые бы способствовали тому, что эти представления будут закреплены и уточнены. В частности, к таким приемам относят словесные описания, рисование, графическое воспроизведение объектов и пр.

Козиной Е. Ф. в одном из исследований был экспериментально обоснован ряд педагогических условий формирования научных представлений, касающихся пространства и времени у младших школьников. Ею были выделены следующие условия:

«Изучение исторических событий на уроках истории в начальных классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • соблюдать преемственность этапов формирования научных представлений, касающихся пространства и времени у детей младшего школьного возраста;
  • систематизировать знания учеников начальной школы о пространстве и времени, а также реализовывать данную систему посредством методики изучения данных категорий;
  • вовлекать детей в целенаправленное наблюдение за реальными объектами и явлениями окружающего мира в качестве отправной точки процесса формирования научных пространственно-временных представлений у учеников начальной школы в рамках постоянного соотнесения модели с оригиналом;
  • реализовать междисциплинарно-тематический подход к исследованиям учениками начальных классов пространства и времени в цикле предметов естественного и гуманитарного уклона.

Стоит сказать, что история как наука, оперирует следующими ключевыми категориями:

  • историческое время;
  • историческое пространство;
  • историческое движение, или развитие.

Именно обозначенные категории задают усвояемую школьниками систему исторических знаний, на основании которых идет формирование исторических представлений детей.

Формирование исторических представлений в младшем школьном возрасте

Для формирования у младших школьников исторических представлений должны использоваться ассоциации с имеющимися у детей представлениями о современных событиях и явлениях.

Выстраивая уроки истории, педагогу особое внимание необходимо обращать на две основные группы исторических фактов:

  • первая группа представлена фактами, которые отражают единичные события, являющиеся неповторимыми, например, Ледовое побоище 1242 года, или Куликовская битва 1380 г.;
  • вторая группа представлена историческими явлениями, которые свойственны определенному временному периоду или эпохе, например, крепостное право или крестьянские бунты и пр.

Стоит отметить, что исторические факты могут быть разного объема, а также разного уровня сложности и значимости. Сложные исторические факты можно понять и осмыслить только после разбора их через анализ детьми более простых фактов, входящих в какой-то более сложный. С другой стороны, сами простые факты требуют некоторой конкретизации – необходимо знать точные даты, имена участников и пр.

Только при сочетании фактов разной степени сложности могут быть воссозданы конкретные образы исторических явлений. При этом сами исторические события тесно взаимосвязаны.

Помимо этого, нужно помнить, что факты – основа для формулировки теоретических выводов и обобщений. Принято выделять несколько приемов формирования у учащихся начальной школы исторических представлений:

  • описание содержания исторической картины;
  • анализ событий и фактов;
  • сюжетный рассказ;
  • практические действия учеников – рисунки, изготовление макетов и работа с пластилином и пр.

Отдельные исторические факты и события должны быть рассмотрены в их временной протяженности, последовательности, синхронности или асинхронности протекания. Способ ориентации учеников в историческом времени должен состоять из действий сравнения, сопоставления и соотношения заданных исторических фактов с другими фактами временных и пространственных связей. При этом необходимое условие – широко применять наглядные пособия, которые могут выполнить и сами обучающиеся, в том числе в рамках внеурочной деятельности.

В наши дни современными учеными продолжаются исследования в сфере методического обеспечения учебной деятельности на уроках истории в школе и создавая психолого-педагогические условия для высокой эффективности формирования исторических представлений у учеников начальных классов.

Дата последнего обновления статьи: 17.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot