Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изобразительное искусство как средство нравственного воспитания младших школьников

Понятие нравственного воспитания младшего школьника

Определение 1

Воспитание – это систематическое и целенаправленное воздействие на процесс духовного и физического развития индивида с целью подготовить его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Стоит назвать ряд основных составляющих критериев понятия «воспитание», чтобы отследить их в нравственно-эстетическом воспитании детей. К особенностям процесса воспитания относят:

  • целенаправленность;
  • многофакторность – участие семьи, друзей, школы, СМИ, ТВ;
  • длительность;
  • непрерывность;
  • комплексность, предполагающая единство целей и задач, содержания, форм и методов;
  • двусторонность.

Самовоспитание – это сознательная и целенаправленная самостоятельная деятельность, которая ведет к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности.

Определение 2

Качества личности – это закрепившиеся и ставшие привычными свойства психики, которыми определяется устойчивость поведения человека в непрерывно изменяющихся обстоятельствах.

Формирование личностных качеств подразумевает решение следующих задач:

  • сформировать потребность и выработать определенное качество;
  • организовать активную познавательную деятельность, направленную на освоение сущности этого качества;
  • сформировать практическое умение поступать определенным образом;
  • развивать способность проявлять волевые усилия.
Определение 3

Содержание воспитания – это определенная структура знаний и убеждений, навыков, качеств и личностных черт, устойчивых поведенческих привычек, которыми необходимо овладеть ученикам в соответствии с поставленными целями и задачами.

Нравственное воспитание в изобразительном искусстве

«Изобразительное искусство как средство нравственного воспитания младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Воспитание детей через средства изобразительного искусства в школе представлено огромным количеством видов творческой и культурно-просветительской деятельности:

  • экскурсиями;
  • беседами;
  • участием в выставках, конкурсах, фестивалях, благотворительных мероприятиях.

Все это помогает приобщить учеников школ к культурному наследию.

Основной тематикой выставок и конкурсов должно стать стремление ознакомить детей с мировым культурным наследием, изучить историю и национальные традиции, сформировать умение любоваться красотой окружающего мира.

Роль конкурсов по изобразительному искусству в воспитательном процессе велика, так как принимая в них участи, ребенок получает возможность демонстрировать собственную работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов.

Выполнение работ на конкурсы ставит перед учителем еще одну важную цель – научить детей правильному отношению к результату конкурса, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед остальными участниками, радоваться за своих товарищей и помогать им. Это является одной из граней нравственного воспитания молодого поколения. Также необходимо научить детей понимать ответственность за выставляемые на конкурс работы, за их нравственное содержание, которое должно позитивно сказываться на зрителе.

Еще одной особенностью занятий изобразительным искусством выступает возможность для юных художников принимать участие в благотворительных акциях. Они могут принимать участие в школьных ярмарках, подготавливать подарки ветеранам или одиноким пожилым людям, детям-инвалидам, пациентам больниц и пр. У учеников идет формирование понимания, что благодаря собственному труду они могут доставить радость своим близким людям не за материальное вознаграждение, а только за улыбку и благодарность человека, который сейчас находится в более сложных и печальных жизненных условиях.

И учителя, и ученики школ могут реализовывать для населения своего города ряд социальных и волонтерских проектов. Также дети могут принимать участие в разнообразных мастер-классах, изготавливать подарки-сувениры для детей и взрослых, участвовать в выездных выставках.

Изобразительное искусство учит детей младшего школьного возраста выражать внимание и заботу, сочувствие к своим близким, окружающим людям, предоставляя примеры нравственных поступков и вызывая у детей стремление им подражать. Посредством понимания и восприятия произведений изобразительного искусства у детей развивают и воспитывают ряд основных чувственных состояний:

  • чувство уважения и привязанность к родным и близким;
  • чувство восхищения и гордости за доблесть героев отечества, то есть патриотизм как нравственное чувство;
  • чувство прекрасного – любование природой и красотой вокруг.

Также дети обучаются проявлению эмоциональной отзывчивости на художественные образы произведение живописи по нравственной проблематике, эмоциональному отклику на чувства и переживания своих товарищей. Адекватно выражаются собственные нравственные чувства в общении и поведении с родными и товарищами ровесниками, а также по отношению к прекрасному.

Например, во время рассматривания и беседы по картинам Кустодиева Б.М., Богданова-Бельского Н.П., Кугача Ю.П. и пр. на тему семьи, учащиеся учатся видеть, осознавать и понимать ценности семьи, учатся выражению своих чувств к родным и близким – любви, радости от общения, сорадованию, сопереживанию, ответственности, уважению и привязанности к родным и близким и пр.

Произведения Васнецова В.М., Верещагина В.В., Корина Н.П., Бубнова А.П. и пр. вызывают у детей патриотические чувства. При рассмотрении картин и беседы по ним на патриотическую тематику, дети начинают понимать важность подвигов героев Отечества, начинают восхищаться их смелостью, стойкостью, бесстрашием русских солдат. У детей начинает развиваться умение видеть, переживать, сопереживать и гордиться, которые непосредственно связаны с проявлением нравственных чувств детей младшего школьного возраста.

Дата последнего обновления статьи: 10.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot