Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изложение как педагогическая форма обучения основам письменной литературной речи

Развитие речи и изложение

Определение 1

Изложение – это тип письменной проверочной работы, направленный на пересказ, краткую или подробную передачу основного содержания исходного текста.

Замечание 1

Развитие речи – одна из основных задач начального обучения родному языку, так как речь является основой любой умственной деятельности, средством коммуникации.

Важная роль в развитии письменной речи отводится изложениям. В узком смысле слова под изложением понимают прием развития связной письменной речи учеников, умения логически и грамматически правильно, не искажая передать чужую речь, понимать своеобразие письма и излагать его содержание. В широком смысле изложением называют передачу содержания увиденного фильма, прочитанного произведения, смысла беседы с друзьями и пр.

Основа изложения – подражание образцу. В связи с этим, изложениям отводится важная роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учеников. Изложение учит детей выделению главного и второстепенного в тексте, нахождению нужных доказательств, целесообразному использованию имеющегося запаса слов, продуманному применению знаний по грамматике.

Изложения могут быть по текстам повествовательным, с развернутым описанием чего-либо, портретной характеристикой человека, а также текст-рассуждение.

Изложения по своей цели могут быть контрольными и обучающими, по объему – подробными, близкими к исходному тексту и сжатыми. Также выделяют выборочные изложения, осложненные дополнительными заданиями разного типа.

Работа над изложением должна быть нацелена на решение воспитательных задач, необходимо чтобы содержание излагаемого текста влияло на ум и чувства учеников, формировало у них эстетические и нравственные представления, воспитывало культуру умственной деятельности.

Виды изложений

Изложения могут содержать дополнительные задания, требующие переработки и дополнения исходного текста. Выделяют две группы заданий к изложениям:

«Изложение как педагогическая форма обучения основам письменной литературной речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • дать ответ на вопрос, высказать свою точку зрения относительно изложенного материала и пр.;
  • дописать начало к исходному тексту, либо ввести в него элементы описания, диалоги, рассуждения по поднимаемой в тексте проблеме и пр.

В соответствии с языковым заданием, выделяют изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и прочими заданиями. Среди них выделяют два основных типа:

  • изменение формы лица, времени, наклонения, например, передать содержание исходного текста в форме не прошедшего, а настоящего времени и пр.;
  • необходимость употреблять в изложении определенный набор слов, словосочетаний, предложений, которые присутствуют в исходном тексте.

Изложение с языковым заданием является средством, посредством которого реализуют взаимосвязь уроков изучения основной программы курса и работой, направленной на развитие связной речи учеников.

По восприятию исходного текста, изложение может быть:

  • по прочитанному, т. е. воспринятому зрительно тексту;
  • по услышанному, т. е. воспринятому на слух тексту;
  • по воспринятому и на слух, и зрительно тексту.

Этими видами изложений учитывается целесообразность развития различных способностей учеников воспринимать текст, так как в жизни люди постоянно сталкиваются с необходимостью воспроизводить прочитанное или услышанное.

В соответствии со степенью знакомства с исходным текстом, выделяют изложение исходного, то есть впервые воспринимаемого текста, а также знакомого, которые был воспринят ранее и уже известен ученикам.

Особо стоит отметить значимость изложений в качестве упражнений, приобщающих детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, которые дети пересказывают письменно, помогают формировать правильные речевые навыки, они очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают речевое чутье.

Для этого же проводят предварительный языковой анализ текста, который будут предлагать для изложения: обращают внимание учеников на слова и обороты речи, использованные писателем, подчеркивая основную мысль произведения.

Ученики осваивают образы, идейное содержание излагаемого произведения или его отрывка, его композиции, словаря. Всем этим определяются высокие требования к текстам, которые подбираются для письменного изложения.

  • во-первых, тексты должны предлагаться высокоидейные, в которых отражены героические страницы человеческой жизни, картины родной природы, научные и культурные достижения;
  • во-вторых, текст должен быть доступен для детского понимания, не перегружен новыми трудными для них словами и речевыми оборотами, образами, которые требуют сложного и длительного разъяснения;
  • в-третьих, текст для изложения должен быть с простой композицией, с небольшим количеством действующих лиц. Также нужно учитывать грамматические навыки учеников. В тексте не должно быть много малознакомых морфологических форм и усложненных типов предложений.

В процессе работы над изложением, дети активизируют свой активный словарь. В их речи появляются новые слова, над значением и употреблением которых они проводят определенную работу. Помимо этого, передачей воспринимаемого текста вызывается необходимость употребления целого ряда слов, находящихся в пассивном словаре детей. Дети учатся выделению главного, проведению логического анализа текста и составлению плана. Эти умения непосредственно взаимосвязаны с речевыми навыками учеников. Овладение ими необходимо, чтобы осуществлять учебную деятельность, а также будущую практическую деятельность учеников.

Таким образом, работа над изложением при правильной ее организации обладает творческим характером, хотя ученик и повторяет чужие мысли, он так же выражает свое отношение к ним. Работа над изложением расширяет словарный запас учеников, обогащает их речь новыми грамматическими формами, а также развивает коммуникативные умения и навыки связной письменной речи.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot