Тифлопедагогика – это отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием вопросов организации обучения лиц с различной степенью зрительных нарушений и разработкой актуальных направлений их коррекционного развития.
Тифлопедагогика появилась в XVII веке во Франции. Ее основоположником был ученый-педагог В. Гаюи, который разработал систему обучения слепых детей.
Дальнейшее развитие тифлопедагогики связано с трудами многих ученых-педагогов, стремившихся изменить взгляд на образование людей с ограниченными возможностями.
Этапы научного развития отечественной тифлопедагогики
Зарождение тифлопедагогики в России происходит в XVIII веке. Тогда, она еще не имела научного обоснования и представляла собой попытки организации образования для людей с нарушениями зрения. Научное же становление данной отрасли происходит в XX столетии в период СССР.
Рассмотрим основные этапы развития отечественной тифлопедагогики:
- 1807 год - открытие первой школы для слепых в Санкт-Петербурге. Учебное заведение находилось при монастыре, поэтому образование носило религиозный характер. Слепые дети не изучали никаких наук, а только осваивали религиозные каноны, различные виды трудовой деятельности, учились петь и танцевать. Такое обучение было ориентировано на привилегированное сословие: оно было платным и имелись специальные условия для принятия в него учащихся.
- 1852 год – выход издания Л. Брайля, описывающая систему рельефного письма, ориентированного на обучение чтению и письму слепых детей.
- 1881 год – открытие К.К. Гротом интерната для слепых. Обучение было ориентировано только на мальчиков. Грот был далек от педагогики. Он был общественным деятелем и стремился к созданию условий в обществе для развития детей с ограниченными возможностями. Поэтому ему принадлежит весомая роль в становлении тифлопедагогики. Основоположником отечественной тифлопедагоги стал А. И. Скребицкий. Он принимал активное участие в открытии интерната для слепых и разрабатывал методы и приемы обучения слепых детей.
- 1917 – 1930 е года - становление отечественной тифлопедагогики как самостоятельной науки. В этот период, тифлопедагогика выделяется в отельную науку, а точнее научную отрасль педагогики. Она основывается на ее принципах и методологии. В этот период происходит становление новой образовательной системы. Ее составным компонентом стали специальные образовательные заведения – школы для слепых. Постепенно разрабатывались школьные программы обучения коррекционного типа. Повсеместно разрабатывались и внедрялись методики обучения слепых детей и направления их коррекционного развития.
- 1929 год – А. И. Герцен открывает кафедру тифлопедагогики. Ее первым заведующим становится Б.Н. Коваленко. Ими разрабатывались основы дифференцированного обучения, ориентированного на развитие слепых детей и взрослых и создания оптимальных условий для получения ими полноценного образования.
Вклад А. И. Скребицкого в развитие отечественной тифлопедагогики
А. И. Скребицкий был медицинским работником и занимался исследованиями в области потери зрения и причин развития различных зрительных нарушений.
Во второй половине XX столетия он начал активную деятельность по исследованию вопросов распространения слепоты в России. Им были рассмотрены причины развития слепоты и разные степени ее проявления. Его исследования доказали, что слепота является следствием воздействия негативных социальных факторов на развитие личности, отсутствия медицинского обслуживания, а также недостаточность образовательных программ, их не ориентированность на коррекцию зрительных нарушений приводит к активному распространению слепоты в России.
С 1880 года Скребицкий начинает исследование вопросов распространения слепоты и организации специального обучения для слепых детей. В 1881 году он принимает активное участие в открытии школы-интерната для слепых мальчиков в Санкт-Петербурге. Это положило начало разработки им педагогических идей специального обучения слепых.
Вклад А.И. Скребицкого в развитие тифлопедагогики можно оценить следующими положениями:
- Разработка в 1882 году линейно-рельефного русского шрифта. Такой шрифт был выпуклым, чтобы слепые учащиеся освоили технику чтения, путем восприятия букв на ощупь. данный шрифт стал основой печатных учебных пособий для слепых;
- Разработка шрифта по системе Брайля. Его система была продуктивной и имела положительный педагогический опыт использования. Поэтому, Скребицкий помогал в разработке русского алфавита точечного типа;
- Написание труда: "Воспитание и образование слепых и их призрение на Западе". В нем освещаются вопросы целевого назначения тифлопедагогики: гармоничное, всестороннее развитие личности учащегося с ограниченными возможностями. Данная цель, и в настоящее время является основой образования слепых;
- Стремление донести до масс необходимость признания социальных возможностей слепых и их активной позиции в учебно-образовательной деятельности. Скребицкий считал, что слепые дети способны к трудовой деятельности и обучению. Главное выбрать адекватные методы обучения.
Научно-методические основания современной тифлопедагогики
Историческое развитие тифлопедагогики стало фундаментом формирования научно-методических основ организации образовательной деятельности слепых или слабовидящих людей.
Современная тифлопедагогика основывается на следующих научно-методических данных:
- Разностороннее развитие личности, как основа обучения. В образовательном процессе слепых необходимо ориентироваться на их развитие в разных направлениях и полноценное раскрытие их природного потенциала, создавая для этого оптимальные коррекционные условия.
- Компенсация слепоты в образовательной деятельности реализуется на основании естественных параметров развития личности, функционирования ее психических процессов и научного представления этих данных.
- Учет биологических, социальных и иных факторов, оказывающих воздействие на успешность образовательной деятельности слепых.