Дошкольная олигофренопедагогика – это отрасль дефектологии, занимающаяся исследованием вопросов обучения и воспитания детей с умственными отклонениями в развитии.
Рисунок 1. Вопросы дошкольной олигофренопедагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Она выступает сложной и многофункциональной отраслью научного педагогического знания. В нее входит большое количество компонентов, а ее развитие зависит от большого количества факторов.
Данная научная отрасль прошла несколько этапов своего становления и утверждения в качестве обособленного научного знания.
Этапы становления дошкольной олигофренопедагогики
Первый этап развития дошкольной олигофренопедагогики длился с начала XX столетия по 70-80-ые годы прошлого века. Первоначально изучением вопросов обучения и воспитания детей с нарушением психических процессов и интеллектуальных функций, занимались многие ученые. Рассмотрение касалось связи между биологической основой развития умственной отсталости и факторами социальной среды, воздействующими на развитие ребенка. Наибольший вклад в установлении связи между формированием психических функций и условиями социальной среды, в которой проходит жизнедеятельность ребенка, был внесен Л.С. Выготским. Он установил, что воспитание, социальное развитие ребенка оказывает положительное воздействие на его умственное становление. Развитие ребенка, по мнению Выготского, происходит в ходе его ознакомления с социальным опытом и его усвоением.
Рисунок 2. Положения Выготского. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данные теории стали основой построения новой методологии дошкольной педагогики. Немного позднее, исследования в данной области расширяются и к 50-м годам происходит открытие специальных учебных заведений дошкольного уровня обучения, в которые принимаются дети с умственными отклонениями. Однако, в этот период, программы обучения не были полноценно проработаны. Только в 1975 году открывается первое дошкольное коррекционное заведение, ориентированное на обучение детей с умственными отклонениями в развитии. Обучение в нем реализуется по развивающим коррекционным программам. В 1976 году была разработана первая программа коррекционно-развивающего обучения умственно-отсталых детей и утверждены методические основы ее реализации. В это время дошкольная олигофренопедагогика становится самостоятельной отраслью дефектологии.
Второй период дошкольной олигофренопедагогики охватывает промежуток от 1978 до 1992 года XX столетия. В это время велись исследования в области содержания обучения умственно отсталых детей. Советским ученым Ф.М. Новиком было написано учебное пособие по истории обучения и воспитания дошкольников с нарушениями умственного развития. Она легла в основу работы многих зарубежных коррекционных дошкольных учреждений. На основе данной книги были разработаны программы коррекционного обучения детей с интеллектуальными недоразвитием, основанные на использовании деятельностного подхода к развитию психических процессов ребенка.
Третий этап – это современный период развития дошкольной олигофренопедагогики. Он начинается с 1992 года и продолжается по сей день. В наши дни существует широкая сеть дошкольных образовательных заведений коррекционной направленности, в частности, ведущих обучения по программам развития умственно отсталых детей. В основе данных программ заложена ведущая деятельность ребенка конкретной возрастной группы и ее применение в качестве основы развития мотивационно-потребностной сферы личности дошкольника. Умственная отсталость активно изучается и формируется более дифференцированный подход к ее оцениванию. Это позволяет более точно и качественно построить коррекционное обучение. Однако, критерии умственной отсталости до сих точно не утверждены и активно исследуются.
Следует отметить, что развитие дошкольной олигофренопедагогики на современном этапе социального развития сопряжено с рядом проблем.
Проблемы дошкольной олигофренопедагогики современного общества
Актуальными проблемами современности становится рост количества детей с различными отклонениями в развитии. Это приводит к необходимости построения коррекционного образовательного пространства. При этом, необходимо учитывать вариативность отклонений в развитии и требуемых условий коррекционного обучения и развития детей с разными отклонениями.
В настоящее время, наблюдается ряд проблем развития системы коррекционного обучения умственно отсталых детей. К ним относятся:
- Неразвитость образовательных учебных заведений коррекционного типа во многих регионах страны. Это обусловлено отсутствием материально-технической базы регионов, педагогических кадров и единой методологической основы построения коррекционного образовательного пространства;
- Отсутствие актуальных направлений и форм диагностики развития умственно отсталых детей. Как правило, постановка диагноза, выявление отклонений в развитии на ранних этапах, их степени реализуется медицинскими специалистами, а это не всегда адекватно отражает образовательные возможности и потребности дошкольников, что приводит к их неверному распределению в коррекционные учебные заведения и группы коррекционного развития;
- Отсутствие интеграционных связей в системе дошкольного коррекционного обучения;
- Недоработанность программ обучения умственно отсталых детей. Они опираются на исследования прошлых десятилетий и не учитывают специфику современного развития общества, а также динамику изменения в степени развития умственных отклонений;
- Отсутствие научной базы разработки индивидуальных программ обучения и развития умственно отсталых детей;
- Система коррекционной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения в развитии, опирается на функции, остающиеся в сохранности при пораженной ЦНС. Этот подход не позволяет в достаточной степени разработать индивидуальные программы коррекционного обучения. Необходимо опираться на структуру дефектов, учитывать наличие вторичных отклонений. А этого, в настоящее время, не делается.