Анализ и оценка уровня нравственного воспитания в младшем школьном возрасте
Определение уровня нравственного воспитания осуществляется посредством проведения психолого-педагогической диагностики.
Методики современного воспитания базируются на нравственных ценностях и принципах. В его ходе, ребенок должен освоить основные общечеловеческие ценности, развить культурное поведение, усвоить моральные нормы общественного поведения и нравственные ориентиры своей деятельности.
В ходе воспитательного процесса у ребенка формируются определенные качества, отражающие:
- Отношение к окружающей действительности: природе и обществу;
- Отношение к труду;
- Отношение к личным вещам и предметам;
- Отношение к своему «Я»;
- Отношение к окружающим людям.
Такие качества выступают показателем воспитанности человека. Она является системой свойств личности, которые отражают ее социальные взаимоотношения.
Воспитательный процесс неразрывно связан с формированием нравственных качеств личности и ее культурным развитием. Формирование основ культурного поведения, усвоение культурных ценностей и знание культурного наследия составляет основу содержания воспитания. Только через культуру человек может усвоить моральные и нравственные ценности и строить свою жизнедеятельность на их основе.
В процессе реализации учебно-воспитательного процесса педагогу необходимо применять диагностику уровня воспитанности своих подопечных. Это необходимо для целесообразной организации педагогической деятельности. педагогу необходимо выступать в роли исследователя, выявляя причины поведения и поступков учащихся, определяя их отношение к учебной деятельности, чтобы спланировать свою будущую воспитательную работу с учащимися, имеющими разные проблемы в направлении нравственной воспитанности. Педагогу необходимо знать проблемы учащихся, выявить уровни их воспитанности, чтобы составить коррекционную программу воспитания, ориентированную на их устранение.
Нравственность лежит в основе современной гуманистической ориентации учебно-воспитательного процесса. С ее помощью открываются возможности повышения демократизации и культурного уровня обучения.
Нравственность каждого человека может быть развита в разной степени. Выделяют два основных направления развития нравственности личности:
- Действия и поступки человека по отношению к другим людям;
- Действия и поступки человека в отношении объектов, имеющих особую значимость: это может быть страна, природа, конкретный регион, где проживает человек или вся планета Земля в целом.
Кроме того, в процессе выявления нравственной воспитанности учащегося, необходимо обратить внимание на мотивы его деятельности и то, какой характер они носят. Выделяют следующие разновидности мотивации поведения, определяемые ее характером:
- Неустойчивая мотивация. Личности с такими характеристиками обладают достаточно развитыми нравственными принципами и нормами поведения, но для непрерывного руководствования ими в процессе своей жизнедеятельности им требуется активное педагогическое воздействие, применение конкретных воспитательных методов;
- Устойчивая мотивация. Такая личность способна руководствоваться нравственными принципами в своей деятельности и все поведение человека можно характеризовать, как нравственное;
- Высоко устойчивая мотивация. Такой человек руководствуется в своей деятельности высоконравственными мотивами и принципами. В любых ситуациях и направлениях деятельности он способен поступать высоконравственно.
Нравственное воспитание требует диагностики не только уровня нравственной воспитанности, но и оценки того, насколько человек осознанно подходит к пониманию нравственности и уровня развития его нравственного сознания.
Проведение диагностики уровня нравственной воспитанности младших школьников
На этапе обучения учащихся в младших классах, уровень нравственной воспитанности можно оценить по методики М.И. Шиловой. По этой методике нравственная воспитанность учащихся оценивается по пяти критериям:
- Отношение учащихся к социуму и их патриотические качества.
- Отношение учащихся к интеллектуальной деятельности.
- Отношение учащихся к физическому труду.
- Отношение учащихся к другим людям, проявление ими уважения и терпимости.
- Умение контролировать свое поведение и поступки т.е. развитость самодисциплины.
При проведении диагностики уровня воспитанности, педагог должен поставить учащемуся баллы по каждому нравственную качеству. Баллы выставляются от одного до трех. В последствии они суммируются и вычисляется средний балл по каждому нравственному показателю, а затем они снова суммируются и выявляется общий балл, отражающий уровень нравственной воспитанности младшего школьника. Выделяют четыре уровня нравственной воспитанности:
- Невоспитанность. Такой вывод делается при наборе учащимся от одного до десяти баллов. Это говорит о его неправильном социальном поведении, построении социальных взаимоотношений, наличием сложностей с воспитанием и обучением.
- Воспитанность на низком уровне. Этот вывод делается при наборе учащимися от одиннадцати до двадцати баллов. Социальное поведение такого ребенка характеризуется как отрицательное. Для положительного социального действия ему требуется контроль взрослых. В некоторых ситуациях, ребенок способен к контролю своих поступков.
- Воспитанность на среднем уровне развития. Если учащийся набрал от двадцати одного до сорока баллов, то ребенок находится на пути формирования активной жизненной позиции. Он вполне способен к самоконтролю своего поведения.
- Воспитанность на высоком уровне. Учащийся, набравший от сорока одного до шестидесяти баллов, отражает высоконравственного члена общества. Он действует нравственно во всех своих делах, контролирует свое поведение и занимает активную жизненную позицию.