Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
ОНР (общее недоразвитие речи) – это разнообразные сложные расстройства речи, при которых у детей нарушается процесс формирования всех компонентов системы речи, относящихся к ее звуковой и смысловой сторонам, при сохранении слуха и интеллекта.
ОНР может встречаться при наиболее сложных формах детских речевых патологий: алалии, афазии, ринолалии и дизартрии, то есть тогда, когда выявлены одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы фонетико-фонематического развития.
Дети с ОНР, несмотря на разную природу дефектов, имеют ряд типичных проявлений, указывающих на системное нарушение речевой деятельности. Один из ведущих признаков – позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а порой и к 5 годам. Речь отличается аграмматичностью и недостаточно фонетически оформлена, малопонятна. Наиболее выразительный показатель – отставание экспрессивной речи в ситуации благополучного понимания обращенной речи. Отмечается недостаточная речевая активность, спадающая без специального обучения. Но дети достаточно критично относятся к своему дефекту.
При условии достаточно сохранной смысловой и логической памяти, у детей отмечается снижение вербальной памяти, а также страдает продуктивность запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Среди детей с ОНР принято выделять три основные группы:
- несложный вариант ОНР, при котором отсутствуют явно выраженные указания на поражение ЦНС. Недоразвитие каждого компонента речи у детей сопровождается малыми неврологическими дисфункциями, например, недостаточной регуляцией мышечного тонуса, неточностью двигательных дифференцировок и пр.;
- осложненный вариант ОНР, при котором непосредственный речевой дефект сочетается с некоторыми неврологическими и психопатическими синдромами, например, синдромом повышенного черепного давления, церебростенического и неврозоподобного синдромов, синдрома двигательного расстройства и пр. У детей в данной группе отмечается низкая работоспособность, нарушение отдельных типов гнозиса и праксиса, а также выраженная моторная неловкость;
- грубое и стойкое недоразвитие речи, которое обусловлено органическим поражением речевых зон коры головного мозга. В данную группу обычно входят дети с моторной алалией.
Левиной Р.Е. и другими учеными было выделено четыре уровня недоразвития речи, которые отражают типичные состояния языковых компонентов у детей-дошкольников с ОНР.
- Первому уровню характерен крайне ограниченный спектр речевых средств общения. Активный словарь детей включает небольшое количество нечетко произносимых слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. При этом они широко применяют указательные жесты и мимику.
- Второй уровень характеризуется речевой активностью ребенка. Дети общаются, используя постоянный, но все еще искаженный и ограниченный запас общеупотребительных слов.
- Третий уровень характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетика-фонематического недоразвития. Звуки произносятся недифференцированно, один звук может заменяться на два одновременно или на несколько звуков данной или близкой фонетической группы.
- Четвертый уровень характеризуется не резко выраженным недоразвитием речи. У этих детей незначительно нарушены все компоненты языка, чаще всего они проявляются при детальном обследовании в процессе выполнения специально подобранных заданий.
Особенности развития словаря существительных у дошкольников с ОНР
Проблема развития лексической стороны речи у детей с ОНР все еще актуальна. В настоящее время она получила новый импульс, который обусловлен вхождением в орбиту логопедии нескольких смежных наук, к которым относятся лингвистика и психолингвистика.
Интегрированными исследованиями расширяются представления об организации лексической семантики у детей с ОНР, а также определяют потенции развития одного языкового кода, как на уровне отдельного значения слова, так и на уровне целостной семантической структуры целостного слова.
Содержанием словарной работы предусмотрено постепенное расширение, углубление и обобщение знаний о предметном мире. Линия алгоритма овладения словом состоит из:
- обеспечения детям первичного восприятия слова, а именно семантического определения слова, его отношений с внеязыковыми реалиями, уточнением произношения;
- демонстрации образцов употребления слова;
- овладения парадигматическими связями между словами, выработки умения подбора к слову антонима, синонима и гиперонима;
- закрепления слова в активном словаре.
При ознакомлении с окружающим миром дети учатся понимать, что каждый предмет, его свойства и действия имеют свои уникальные названия, а с другой стороны, каждое слово обозначает или предмет, или его действие или состояние.
Характерная особенность словаря существительных детей с ОНР – неточное употребление слов, выраженная вербальными парафазиями. Проявление неточностей или неправильного употребления слов в детской речи многообразно, часто дети с ОНР употребляют слова в излишне широком значении.
Работа, направленная на развитие словарного запаса детей базируется на общих принципах логопедического воздействия, которые были разработаны в отечественной коррекционной педагогике. К наиболее значимым относят следующие:
- опора на онтогенетическое развитие речи, учитывая общие закономерности формирования различных компонентов речевой системы в норме в дошкольном возрасте;
- овладение основными закономерностями лексического строя языка на основании формирования языкового обобщения и противопоставления;
- осуществление тесной взаимосвязи работы над разными сторонами речи, включая грамматический строй, словарь, звукопроизношение и пр.
Важнейший принцип в такой работе – коммуникативный подход к развитию словарного запаса у детей. Особое внимание следует уделить обучению таким связным высказываниям, которые используются при усвоении детьми знаний при подготовке к школе и в начальной школе. Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приемов обучения, которые способствуют активизации различных речевых проявлений у детей.