“Здоровьесберегающая технология” - это совокупность способов работы, которые нацелены на охрану здоровья детей в ходе развития и обучения.
Сущность здоровьесберегающей педагогики
Здоровьесберегающую педагогику следует рассматривать как педагогическую методику, включающую в себя особенные принципы, закономерности, формы и подходы педагогические методы воздействия, которые оказывают положительное влияние на воспитание и обучение детей с части сохранения состояния их здоровья, а также его укрепления.
Приоритетными принципами такого вида педагогики являются:
- хорошее состояние здоровья ребенка, что видится достижимой на практике целью в ходе развития детей;
- оздоровление не относится к профилактическим и лечебным мерам, а является формой развития психических и физиологических способностей детей;
- в процессе развивающей и оздоровительной работы с детьми должен использоваться индивидуальный подход к каждому.
Говоря о здоровьесберегающих технологиях при работе с дошкольниками, стоит отметить, что целью их существования является формирование у детей устойчивой осознанности в области здоровья и жизни людей, получение знаний о здоровье человека, появление качества беречь, поддерживать его. Также способность самому вести здоровый образ жизни и соблюдать безопасность в поведении, чтобы не навредить своему здоровью, а также ознакомиться с первой медицинской помощью и самопомощью.
К задачам здоровьесберегающих технологий относятся следующие:
- привитие детям дошкольного возраста осмысленного восприятия духовного и физического здоровья, расширение в соответствии с этим возможностей их организма к адаптации путем увеличения устойчивости, избирательности, сопротивления к воздействиям на них извне);
- воспитание у дошкольников навыков к самопознанию и психологическому самоанализу;
- закрепление конкретных мер по оздоровлению.
Резюмируя, стоит подчеркнуть, что важно при этом достичь того, чтобы дошкольники, входя в более осознанную жизнь, не только были здоровыми и могли вести здоровый образ жизни, но и обладали знаниями по правильному применению этого на практике.
Здоровьесберегающие технологии по ФГОС
В дошкольных образовательных учреждениях использование здоровьесберегающих технологий происходит во взаимодействии с привычными в педагогике методами и формами с добавлением новых оздоровительных средств.
С целью осуществления комплексной работы по сохранению и улучшению здоровья дошкольников, воспитателями применяются разные современные технологий:
- медико-профилактические (осуществление контроля за состоянием здоровья детей, медосмотры, создание специальных групп коррекции, профилактическая работа с заболеваниями, работа, нацеленная на предотвращение эпидемий, гигиеническая и санитарная работа, осуществление контроля за качеством питания и пр.);
- валеологические - комплексное изучение родителями индивидуальных особенностей организма (привите родителям желания вести здоровый образ жизни, обучение родителей взаимодействию с ребенком и привлечение последнего к культуре здоровья);
- оздоровительно-культурные (организация игр в движении, проведение спортивных конкурсов, процедур закалки, организация походов и прогулок и пр.);
- образование в области сбережения здоровья (формирование навыков и знаний в сфере валеологии);
- обучение валеологическим навыкам воспитателей (приобщение воспитателей к современным здоровьесберегающим технологиям, мотивирование их к сохранению здоровья и т.д.).
Эффективность в приобщении дошкольников к культуре здорового образа жизни может быть достигнуто только путем применения и реализации всех упомянутых технологий.
Современные здоровьесберегающие технологии
К числу наиболее действенных и эффективных методов, сберегающих здоровье, относятся.
Занятия стрейчингом. В данном случае речь идет об определенных упражнениях, которые нужно делать под музыкальное сопровождение. Такие упражнения рекомендованы для тех детей, у которых имеются проблемы с плоскостопием и осанкой. Проводятся они в физкультурных и музыкальных залах в течение 30-ти минут в день.
Проведение спортивных и активных игр. Такие игры, как правило, являются составной частью физкультурного занятия или прогулки на улице. Они могут проводиться для детей разного возраста, при этом для каждой группы подбирается соответствующая возрасту детей игра. Для дошкольников используются элементы игр.
Использование пауз в динамике. Рекомендуется применять в случаях, когда дети устали. Это может быть гимнастика для глаз, рук и другие виды, в зависимости от осуществляемой до этого деятельности.
Применение релаксации. Чаще всего речь идет о прослушивании музыки, как правило, классической. Релаксация дошкольников связана с “тихим часом”, чтением стихотворений и др.
Гимнастика для глаз. Такой вид гимнастики может быть проведен в любые свободные минуты, так как занимает достаточно небольшое количество времени. Обычно она проводится после того, когда у детей была определенная нагрузка на зрение. При этом в качестве рекомендации для педагогов, предлагается использование наглядных вещей.
Пальчиковая гимнастика. Эта гимнастика рекомендована для ежедневного проведения с самого маленького возраста. Примечательно, что она важна для детей, которые имеют проблемы с развитием речи. Проводится так же, как и глазная гимнастика, в любое свободное время.
Корригирующая (лечебная) гимнастика. Проводятся определенные оздоровительные физические упражнения. В большей степени важна для детей, имеющих проблемы с позвоночником и осанкой.
Ортопедическая гимнастика. Такой вид гимнастики рекомендован для детей, имеющих плоскостопие, а также для того, чтобы обеспечить профилактику проблем с опорно-двигательным аппаратом.
Дыхательная гимнастика. Гимнастика должна обеспечить ребенку знания о том, как правильно дышать. Она служит профилактике и укреплению здоровья дошкольников.