Фольклорные произведения
Фольклор – это вид устного народного творчества, уходящего корнями в историю народа.
Использование на определенном этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок способствует расширению кругозора учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к историческим феноменам, литературе, развивает речь, делая ее богатой, выразительной и меткой. . Существует особый тип устного народного поэтического творчества – детский фольклор. Все произведения в детском фольклоре по выполняемой ими функциональной роли разделяют на две группы:
- произведения, связанные с игровыми действиями – пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорочки и припевочки;
- произведения, занимающие детей своим словесным содержанием, которые исполняются вне зависимости от игровых действий – колыбельные, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, скороговорки и частоговорки.
Современная начальная школа ставит перед учителем задачу не просто помочь детям полноценно овладеть навыками чтения, но и литературно развивать школьников. Эта проблема может и должна быть решена на любом материале по чтению. Фольклорный материал представляется для этого весьма ценным.
Ум и чувства, которые в изобилии находятся в пословицах всех времен, помогал и продолжает помогать в расширении знаний людей, способствую более конкретному пониманию сущности социально-политических отношений внутри общества.
Пословицы и поговорки являются величайшей ценностью для обогащения литературного языка и придания ему точности и выразительности.
Значение фольклорных жанров
Существует еще одна классификация фольклорных жанров, зависящая от объема произведения. Например, большими фольклорными жанрами являются сказки, легенды, былины, исторические песни и народный театр; а малыми – частушки и загадки, пословицы и поговорки, чистоговорки и скороговорки.
Содержание многих пословиц выступает материалом не только для изучения грамматических правил, но и представляет собой источник воспитания нравственных качеств, таких как любовь к природе и Родине, труду. Например, пословица «Свалить дерево – секунда, вырастить – года» - призвана воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
Работа с пословицами и поговорками на внеклассных занятиях по русскому языку и литературе в младших классах, занимает значимое место в процессах обучения грамоте, являясь отличным источником развития мышления и речи детей.
Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности, учат сопоставлению явлений, формулированию выводов, помогают увидеть мир иначе – поэтичнее.
Загадкой обычно называют поставленное в формате иносказания небольшое фольклорное произведение, которое содержит замысловатый вопрос, на который дети должны дать исчерпывающий ответ.
Загадки используются в качестве учебного материала на уроках и в более старших классах, например, при закреплении знаний правил правописания, на занятиях, направленных на выработку грамотного письма, при работе со словарными словами и словами, при написании которых ученики чаще всего допускают ошибки (слова с безударной гласной, звонкой и глухой согласной).
Скороговорки и чистоговорки помогают формировать и развивать правильную чистую речь, совершенствуют правильность и беглость чтения. Работа со скороговорками и чистоговорками носит характер усвоения содержания и правильного произнесения отдельных звуков и сочетаний звуков. Они могут быть использованы при закреплении звуков во время обучения грамоте.
Существенная дидактическая функция отведена и пословицам с поговорками. Они учат детей как следует жить и работать, знакомят с результатами продолжительных наблюдений за особенностями жизни природы, даю разумные советы, как поступить в определенной ситуации. Четкое формулирование основных правил трудовой деятельности и морально эстетических норм делает произведения этого жанра своего рода учебником жизни.
Загадки стимулируют умственную деятельность детей, прививают вкус к умственной работе, способствуют совершенствованию сообразительности, а также значительно расширяют представления детей о мире в целом. Так как загадка – произведение словарного искусства, она одновременно с расширением кругозора детей воспитывает и художественное восприятие окружающего, раскрывает все метафорическое богатство русского языка.
Устное народное творчество развивается и сегодня. То есть проблемы фольклора должны пристально изучаться, а использование малых фольклорных форм на уроках и внеклассной работе по русскому языку и литературе представляется актуальным и перспективным.
Иными словами, при активном использовании фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности учащихся; дети учатся говорить выразительнее, глубже выражают собственную мысль, что отражается и на других уроках. Занимательные задания помогают развивать логику мышления, пространственные представления, воображение и волевые качества детей, расширяют их кругозор и общую осведомленность об окружающем мире; улучшают артикуляцию, вырабатывают хорошую дикцию.
Таким образом, формировать знания, умения и навыки по русскому языку и чтению можно и нужно при активном использовании фольклорного материала, заинтересовывая детей с развивая их мыслительную деятельность.