Теоретические основы умственного развития детей дошкольного возраста
Умственное развитие – это количественные и качественные изменения когнитивных характеристик личности, происходящие с течением времени.
Умственное развитие ребенка протекает существенно интенсивнее при социальном общении и воспитании, когда на его ум влияют воспитатели, которыми обеспечивается регулярная и систематическая постановка познавательных задач, вовлекающих воспитанника в активную деятельность и обучающих его основным приемам познавательной деятельности.
Умственное воспитание и развитие тесно взаимосвязаны. Умственным воспитанием во многом определяется умственное развитие. Но это возможно только при соблюдении условия, что учтены закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.
Умственное воспитание – это планомерный целенаправленный процесс воздействия взрослого на умственное развитие детей, с целью сообщить им знания, необходимые для разностороннего развития и адаптации к окружающей действительности, а также сформировать на основе этих познавательных процессов умения применять на практике усвоенные знания.
К концу дошкольного возраста у детей уже накопилось довольно много знаний об окружающей действительности, они овладели основными мыслительными операциями и могут выделить существенные и несущественные признаки предметов и явлений, а также установить отдельные причинно-следственные связи, то есть у детей сформированы зачатки нового ведущего типа деятельности - учебной деятельности.
Полноценное умственное развитие возможно только в процессе организованной деятельности, в связи с чем, задача воспитателя – создать соответствующие условия для протекания деятельности, а также осуществлять целенаправленное воспитательное воздействие на ребенка.
Умственное воспитание состоит из сообщения доступных знаний об окружающем мире, их систематизации, формирования познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков, а так же развития познавательных способностей.
Период дошкольного детства – сензитивный этап для развития общих и специальных способностей детей.
Венгер Л.А. и его сотрудники исследовали основные закономерности развития умственных способностей дошкольника:
- сенсорных;
- познавательных;
- творческих.
При этом умственные способности рассматривали в качестве общих, то есть необходимых для осуществления любого типа деятельности.
Сенсорные способности проявляются в восприятии предметов и их свойств. Восприятие выступает в качестве первого этапа познания мира, на основании его образов выстраивается память, мышление и воображение. Иными словами, сенсорные способности – фундамент умственного развития детей, поэтому они начинают развиваться в 3-4 года. Основа этого процесса – освоение детьми сенсорных эталонов, то есть общепринятых образцов внешних свойств воспринимаемых объектов.
Познавательные способности также являются частью умственного развития ребенка, они необходимы для решения разнообразных задач. Сенсорные способности связаны с восприятием, а познавательные – с мышлением.
Психолого-педагогические аспекты использования моделей в умственном развитии детей
Современные исследования, посвященные проблеме моделирования, включают обычно два аспекта:
- первый фиксирует необходимость включать в содержание образования понятия модели и моделирования. Это обусловлено задачей сформировать у обучаемого научно-теоретический тип мышления, под которым подразумевается мышление о действительности через особые специфические объекты, сконструированные в историческом процессе научного развития, то есть моделей реальных процессов и явлений;
- второй аспект – позиционирует моделирование в качестве высшей формы наглядности, чтобы выявить и фиксировать в легко-обозримом виде существенные особенности и отношения изучаемых явлений, что дает возможность использовать моделирование для выстраивания и фиксирования общих схем действий и операций, которые должны быть проделаны учениками при изучении сложных абстрактных понятий.
Один из методов обучения дошкольников – моделирование.
Моделирование – базовое понятие, рассматриваемое в качестве процесса исследования объектов знания на их моделях.
Моделирование – это наглядно-практический прием, который включает создание моделей и их использование в формировании элементарных математических представлений.
Моделирование включает:
- имитацию – подражание кому-либо или чему-либо;
- модель – воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, схема или изображение явления или процесса в обществе и природе.
Модели могут быть классифицированы по разным признакам. Например, на основании того, из чего они сделаны: предметные, знаковые и игровые модели.
По способу познания: научно-технические, житейские и художественные модели.
Модель может быть статическая, то есть отображающая структуру оригинала, или динамическая, то есть отображающая поведение и функционирования оригинала.
Основа развития познавательных способностей детей-дошкольников – действия наглядного моделирования. К действиям наглядного моделирования относят действия замещения, которыми мир разделяется на заместителя и замещаемое. В элементарных вариантах, они доступны детям 2,5-3 лет, когда они используют вместо градусника палочку или вместо денег листья. Постепенно заместителями становятся не реальные предметы, а условные обозначения: кружки, квадраты и полоски разных размеров и цветов.
В возрасте 3-4 лет замещение преимущественно осуществляется по внешним признакам, а заместители соответствуют или цвету замещаемого или его размеру. Позже, в 5-6 лет, заместители становят еще более условными и символическими, так, черным цветом может быть обозначен отрицательный персонаж, а белым – положительный.
Также использование самих моделей тоже включено в структуру наглядного моделирования. В таком случае модель предоставляется взрослым в готовом виде, а ребенок должен с ее помощью решить предоставляемую познавательную задачу.