Цифровые образовательные ресурсы - это совокупность данных в цифровом виде, применяемых для использования в учебном процессе.
Общие требования, предъявляемые к цифровым образовательным ресурсам, предназначенным для детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой очень важный этап в формировании у детей познавательной активности, которая выражается в стремлении детей получить знания об окружающем мире, проявить свои творческие способности.
Современная система дошкольного образования предъявляет новые требования к обучению, воспитанию и развитию детей дошкольного возраста, использованию с этой целью инновационных методов, средств и приемов. В соответствии с ФГОС ДО использование в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и цифровых образовательных ресурсов, способствует повышению мотивации и заинтересованности воспитанников к получению новых знаний, детьми старшего дошкольного возраста.
Получение знаний об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста является неотъемлемой частью образовательной программы ДОУ и называется «Познавательное развитие».
Одним из наиболее эффективных средств познания окружающего мира являются цифровые устройства. Это обусловлено тем, что цифровые устройства вызывают у детей неподдельный интерес, а также, потому что они способны сочетать в себе игровую и учебную деятельность.
В настоящее время Министерством Образования РФ установлены цифровые образовательные ресурсы, которые могут быть использованы в образовательном процессе ДОУ.
Требования к использованию цифровых устройств старшими дошкольниками в ДОУ в качестве средства познания окружающего мира, подразумевают, что цифровые устройства, используемые в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, должны:
- Соответствовать образовательной программе и всем нормам.
- Быть ориентированы на инновационные и актуальные формы обучения, способствовать повышению интерактивности и мультимедийности обучения.
- Способствовать организации уровневой индивидуализации и дифференциации воспитательно-образовательного процесса старших дошкольников, использование их в качестве средства обучения при индивидуальной, групповой и самостоятельной работе.
- Быть доступными для понимания и восприятия детьми старшего дошкольного возраста, содержать актуальные данные.
Виды цифровых образовательных ресурсов для детей старшего дошкольного возраста
С целью развития познаний об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста целесообразно использовать ресурсы, которые созданы в интересной и доступной для восприятия дошкольников форме.
Основные виды цифровых технологий, применяемых в ДОУ являются:
- Виртуальные путешествия или экскурсии – это образовательный ресурс, представляющий собой законченный интерактивный мультимедийный продукт, который направлен на достижение поставленных воспитательно-образовательных задач педагогического процесса.
- Мультимедийные презентации – это определенная совокупность ИКТ, представленная графикой, текстом, видео, фотографиями, анимациями и т.д. Использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе ДОУ, необходимо для того чтобы наглядно продемонстрировать разнообразные материалы, касающиеся окружающего мира, которые невозможно описать словами или представить в виде иллюстраций. Мультимедийная презентация позволяет детям сформировать максимальное представление о явлениях и объектах окружающего мира.
- Путешествие по реке времени или по карте – позволяет детям освоить пространственно-временные схемы и отношения, посредством наглядного материала, способствующего «перемещению» во времени или по миру (карта полушарий мира, карта России, символы и объекты России и т.д.). Представленный таким образом наглядный материал позволяет детям «совершить путешествие по городам и странам», тем самым у них формируется пространственное представление окружающего мира.
Необходимо отметить, что в образовательном процессе цифровые устройства и технологии, используемые в разнообразных формах работах с детьми старшего дошкольного возраста, ни в коем случае не должны заменять собой педагога. Их основное предназначение – расширение и дополнение возможностей образовательного процесса.
Современные цифровые устройства, позволяют расширить кругозор детей, способствуют стимулированию познавательной активности старших дошкольников, а также помогают получать энциклопедические знания.
Таким образом, использование цифровых устройств как средства познания окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста, является одним из приоритетных направлений современной системы дошкольного образования.
Использование цифровых устройств в рамках образовательной области «Познавательное развитие»
Цифровые устройства с целью развития у детей познаний об окружающем мире используются в ДОУ в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Программа рассчитана на учебный год, состоит из трех разделов: целевой, содержательный и организационный. Применение цифровых условий способствует совершенствованию применяемых методов и расширяет их возможности.
Основная цель использования цифровых устройств как средства познания окружающего мира у детей старшего дошкольного возраста – формирование у детей необходимых элементарных географических представлений.
Достижение данной цели осуществляется посредством решения ряда задач:
- Формирование представлений о континентах и их географическом расположении, природных особенностях.
- Формирование представлений о разных странах, их культурных и национальных особенностях, знакомство с многообразием народов.
- Развитие целостного представления о природе, её основных объектах и явлениях, животных организмах и их взаимодействии друг с другом.
- Формирование элементарных умений прокладывать маршрутов на картах, читать уже проложенные кем-то маршруты, разбираться в знаках и символах карт, расшифровывать пиктограммы.
- 5.Создание в группе ДОУ необходимых условий для развития самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование у детей коммуникативных навыков и навыков эффективного взаимодействия друг с другом, в процессе совместной работы и решении познавательных задач.
- Воспитание у детей настойчивости, ответственности в преодолении трудностей, действий самоконтроля и самооценки.