Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организационно-педагогические условия развития речи детей дошкольного возраста

Определение 1

Развитие речи – это процесс формирования устной и письменной речи, этапы и методы овладения различными языковыми средствами и их применением в практическом общении и взаимодействии.

Речь ребенка начинает свое активное становление в двухлетнем возрасте. В процессе всего дошкольного возраста она находится в стадии становления. В этот период требуется создание оптимальных условий для обеспечения ее полноценного развития и функционирования.

Целеориентированная деятельность педагогов ДОУ по развитию речи дошкольников

Направленность педагогического процесса ДОУ на речевое развитие детей всех возрастных групп является непременным условием активизации речевых функций дошкольников.

Речь требует своего формирования не только на специально организованных занятиях, но и иных направлениях деятельности дошкольников. Особое внимание уделяется развитию лексического запаса ребенка. Режимные моменты наполняются речевым общением и взаимодействием, что стимулирует развитие восприятие речи и обогащает словарный запас ребенка.

Деятельность педагогов по развитию речи дошкольников реализуется по следующим направлениям:

  1. Развитие лексической стороны речи. Здесь осуществляется расширение словарного запаса ребенка, в том числе, перевод слов с пассивного словаря в активный. Этого можно достичь в ходе наблюдений за процессами и объектами окружающего мира, организации экскурсий, знакомством с объектами искусства, игровой деятельности и на занятиях разной направленности.
  2. Развитие грамматических основ языка дошкольника. Здесь предполагается контролировать произношение детей и поправлять их при совершении ошибок. Важно, акцентировать внимание на правильном произношении особенно сложных речевых оборотов.
  3. Воспитание звуковой культуры речи. Ее формирование опирается на отработку темпа и ритма речевых высказываний, освоение выразительных средств языка детьми и их применение в речевом общении. Кроме того, данное направление включает в себя коррекционную логопедическую работу, ориентированную на постановку правильного произношения звуков, их точность и ясность.
  4. Формирование основ монологической речи. Она формируется в ходе развития навыков рассуждения, самостоятельного выражения своих мыслей и чувств, пересказов текстов разного рода.
  5. Формирование основ диалогической речи. Ее основы закладываются при общении и взаимодействии ребенка с педагогами и другими детьми. Педагог оказывает помощь в установлении контактов между детьми, организует обсуждение различных тем с участием каждого ребенка.
  6. Знакомство с художественной литературой. Ее познание является основой развития выразительной и грамотной речи. Ребенок берет из произведений выразительные речевые обороты и применяет их в повседневном общении. Так, они приобретают характер привычки речевого взаимодействия.
«Организационно-педагогические условия развития речи детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Данные направления реализуются за счет различных методов и средств и требуют непрерывного профессионального роста и развития педагога ДОУ.

Выбор методов и средств работы зависит от возраста детей, уровня их речевого развития, наличия речевых дефектов и иных персональных особенностей в восприятии и усвоении информации.

Создание речевого предметно-развивающего пространства в ДОУ

Речевое предметно-развивающее пространство - это составной компонент развивающей среды ДОУ, включающий в себя компонент, активно воздействующие на речь ребенка и способствующие ее всестороннему развитию.

Создание такого пространства – важное условие речевого развития дошкольников. Если нет соответствующего окружения, стимулирующего функционирование речевых процессов, то и развитие речи будет неполноценным.

В первую очередь речевая среда стимулирует познавательный интерес ребенка к окружающему миру, что, в свою очередь, стимулирует становление интереса к родному языку и формирует основы правильной речи.

Данная среда ориентирована на уточнение и конкретизацию речевых знаний и навыков дошкольников конкретной возрастной группы.

Речевое предметно-развивающее пространство включает в свой состав самые разнообразные компоненты, которые ориентированы на развитие различных видов деятельности ребенка. Развитие деятельности стимулирует и развитие речи. Она формируется в ходе самостоятельной и инициативной деятельности дошкольника, а также его взаимодействии с другими детьми, участвующими в выбранном направлении деятельности.

Такое пространство должно быть многофункциональным, трансформируемым, вариативным и ориентированным на решение разных образовательных задач, поскольку речь формируется в ходе активной разносторонней деятельности дошкольников.

Формирование речевой мотивации дошкольников

Определение 2

Речевая мотивация – это стимулы, побуждающие к речевому общению и взаимодействию.

Она выступает важным условием речевого развития подрастающего поколения.

Чтобы стимулировать развитие речи требуется первоначально сформировать у ребенка мотивы, побуждающие к высказываниям и развить желание и интерес к реализации высказываний в тех или иных обстоятельствах.

Чтобы стимулировать речь ребенка в конкретных условиях (особенно это касается специальных занятий, когда пропадает непринужденность общения, и обстановка носит неестественный характер), требуется развитие потребности ребенка в высказывании. Для этого, требуется создание на занятии максимально возможной естественной атмосферы, которая мотивирует к активному речевому общению дошкольников. Ребенок стремится высказать свои мысли и чувства, донести их до окружающих и перевести их в активную речь ребенка.

В качестве средств речевой мотивации применяются игровые приемы и методы обучения, которые делают процесс обучения увлекательным, снижают напряжение ребенка и способствуют естественному выражению мыслей и чувств в речи.

Мотивы речи определяют ее качество скорость становления. Если ребенок не имеет побудителей к выражению своих мыслей и чувств, то и речь ребенка будет пребывать в стадии стагнации. В этой связи, стоит уделить особое внимание развитию речевой мотивации, как ведущего педагогического условия становления и развития речи дошкольников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot