Активные методы обучения – это методы, ориентированные на создание условий для активной практической мыслительной и творческой деятельности учащихся в ходе усвоения образовательной программы.
Такие методы обучения характеризуются:
- Практической направленностью деятельности.
- Наличием игрового действия.
- Креативностью образовательной деятельности.
- Использованием интерактивных и мультимедийных средств.
- Групповыми формами работы на учебных занятиях.
- Высокой степенью проявления активности учащихся на уроках.
Активные методы обучения обладают большим воспитательным и развивающим потенциалом. Они формируют мотивацию к познанию, учат детей навыкам самостоятельного рассуждения и поиска ответов на учебные вопросы, учат анализировать и обобщать, а также развивают навыки коммуникативного взаимодействия. Все это необходимо на начальном этапе школьного обучения. Поэтому активные методы обучения лежат в основе организации учебно-воспитательной деятельности начальной школы.
Рисунок 1. Активные методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Условия применения активных методов обучения в начальной школе
Чтобы активные методы обучения были рационально использованы, чтобы полноценно раскрыть их потенциал и сделать образовательный процесс целеориентированным и качественным, необходимо соблюдать ряд условий включения активных методов обучения в образовательный процесс начальной школы. К ним относятся:
- Соответствие активных методов обучения целям и задачам образовательной деятельности вообще, а также целевому назначению конкретному учебного занятия.
- Соответствие выбранных методов возрастным особенностям развития детей.
- Условия прохождения учебного занятия: освещение, температурный режим, наличие оборудования и т.д.
- Временной период, т.е. сколько времени будут использованы активные методы на уроке: в течение всего урока (45 минут) или только в течение его отдельного этапа.
- Соответствие методов принципам обучения и требованиям ФГОС.
- Учет собственных возможностей и ресурсного обеспечения. Педагог должен оценивать наличие своих профессиональных навыков, творческого подхода к делу, опыта реализации подобной деятельности, свойства личности и характера.
- Знание педагогам отличительных характеристик активных методов обучения.
Активные методы обучения, применяемые на подготовительном этапе урока
Чтобы подготовить младших школьников к изучению новой темы, заинтересовать их и мотивировать к познанию, применяются следующие разновидности активных методов обучения:
- Улыбка друг другу. Каждый ребенок должен улыбнуться своему партнеру по работе (если дети уже поделены на группы для работы) или соседу по парте. Это формирует положительную атмосферу на уроке и расслабляет детей;
- Поздоровайся глазами. Учащиеся отправляют друг другу приветствия не в словесной форме, а путем совершения движений глазами. Это очень увлекает детей и создает положительный настрой на учебную работу;
- Солнышко и тучка. Данный метод направлен на выявление у учащихся страхов перед уроком, их ожиданий, оценки уверенности в своих силах и возможностей. Учащимся раздаются карточки с солнышками и тучками. Каждый поднимает карточку в зависимости от своего настроения. Это позволяет педагогу оценить уверенность учащихся в себе и своих силах, положительный настрой на работу и подобрать оптимальные методы дальнейшей работы;
- Подарки. Педагог готовит какой-то подарок, который дети передают друг другу под музыкальное сопровождение. Музыка завершается и подарок достается тому учащемуся, у которого он остался в руках. Данный метод помогает активизировать внимание учащихся и сформировать положительную атмосферу на уроке.
Активных методов обучения существует огромное количество. Каждый метод ориентирован на достижение конкретных образовательных целей и задач.
Использование активных методов обучения на подготовительном этапе урока помогает педагогу оценить уровень эмоционального восприятия каждого учащегося, понять каждого учащегося и весь класс, настрой коллектива на работу.
Что касается учащихся, то благодаря активным методам, используемым на начальном этапе урока, они могут выразить свои ожидания и опасения, получить разъяснения о предстоящей работе, расслабиться и настроиться на работу, а также понять цели урока и развить стремление к их достижению.
Кроме того, посредством активных методов обучения можно актуализировать знания детей, полученные на предыдущих уроках и подготовить к изучению новой темы. Для этих целей активно применяются методы: «Корзина идей», «Кластер», «Мозговая атака». Они имеют сходный принцип работы и предполагают достижение разных целей. К примеру, метод «Кластер» позволяет выявить логические связи между знаниями и навыками, установить причинно-следственное развитие знаний, тогда как, с помощью «Корзины идей» можно установить, лишь, направленность интересов и стремлений.
Работа по актуализации знаний учащихся основывается на освещении педагогом темы урока и выяснении того, что учащиеся уже знают по ней. Для этого могут быть записаны все слова, которые ассоциируются у учащихся с данной темой, понятия, термины, объекты и процессы. Все идеи учащихся собираются и записываются, независимо от их правильности. Анализ правильности идей проводится позже. Педагог исправляет ошибки, разъясняет их. Дети, постепенно самостоятельно приходят к целевому назначению учебного занятия, т.е., по сути, они формулируют в цель то, что они хотят узнать, что им интересно. Это мотивирует их к познанию и обуславливает переход на следующий этап урока.
Использование активных методов на начальной стадии урока помогает привлечь к работе каждого учащегося, независим от его уровня развития и возможностей. Таким образом, исключается пассивное познание – каждый ребенок принимает активное участие в обсуждении новой темы и развивает стремление к дальнейшему ее раскрытию.
Важно, чтобы идеи учащихся не повторялись. Это заставляет учеников сконцентрироваться и сосредоточить внимание на озвучивании каждой идеи. При этом, в сознании учащегося происходит мыслительный процесс, в ходе которого он анализирует свои знания и вспоминает то, что ему еще известно по данной теме. Также, отмечается то, что является новым знанием в данной области для конкретного учащегося. Эта информация сохраняется в памяти.